В период 2 страница

Еще менее утешительная картина выполнения протокола наблюдалась со стороны США. Они обязались поставить с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г. 900 бомбардировщиков, 900 истребителей, 1125 средних и столько же легких танков, 85 тыс. грузовых машин и т. д. Фактически Советский Союз получил от США за это время только 267 бомбардировщиков (29,7%), 278 истребителей (30,9%), 363 средних танка (32,3%), 420 легких танков (37,3%), 16 502 грузовика (19,4%) и т. д.28 Легко понять, как сильно затрудняла советскому командованию планирование военных операций невозможность положиться на обещания союзников. К тому же поставляемое союзниками вооружение зачастую было устаревших образцов или с дефектами. Так, Англия длительное время поставляла в СССР самолеты устаревшего типа «Харрикейн», уклоняясь от поставок новейших английских истребителей «Спитфайер» и американских — «Аэрокобра».

Летом 1942 г., в самый тяжелый для Советского Союза период войны, когда гитлеровские полчища рвались к Волге и Кавказу, американское и английское правительства полностью прекратили отправку конвоев с военными грузами в СССР Северным морским путем. 16 июля генерал Бэрнс, ведавший вопросами поставок в СССР, заявил советскому представителю, что «правительства США и Англии приняли решение прекратить направле-

26 Шервуд Р. Указ. соч., т. 1, с. 612—613.

27 АВП СССР. Справка НКВТ о выполнении Англией обязательств по поставкам в СССР в 1941 г.

28 АВП СССР. Справки НКВТ о выполнении США обязательств о поставках по ленд-лизу в СССР за период с октября 1941 г. по 30 июня 1942 г.

ние судов с грузами для СССР в северные порты»29. Между тем через эти порты должно было направляться 3/4 всех грузов, предназначенных для СССР. Английское правительство не только приостановило отправку конвоев по Северному морскому пути, но и резко сократило военные перевозки для СССР по Трансиранской железной дороге, несмотря на свое обещание увеличить пропускную способность железных дорог Ирана. На 15 августа 1942 г. в портах Персидского залива скопилось 34 977 тонн неотправленных военных грузов30. В июле и августе 1942 г., согласно справке НКВТ, Англия не поставила СССР ни одного самолета 31.

Между тем правительства США и Англии еще в начале марта 1942 г. хорошо знали об огромных масштабах предстоящих боев на советско-германском фронте. При этом они признавали, что на Восточном фронте решается исход войны. Вот некоторые примеры. В письме Рузвельту от 7 марта 1942 г. Черчилль писал: «Все предвещает возобновление весной в громадных масштабах германского вторжения в Россию, и мы очень мало что можем сделать, чтобы помочь этой единственной стране, ожесточенно сражающейся с германскими армиями» 32.

С советскими представителями тон был несколько иной. 16 марта 1942 г. в беседе с советским полпредом И. М. Майским Идеи заявил, что «Англия должна прийти на помощь СССР в максимально доступных для нее размерах». Черчилль подтвердил, что согласно информации, которой он располагает, Гитлер готовит весной сильный удар против Советского Союза. На восток, сказал он, идут бесконечные поезда с войсками. Есть много и других симптомов. «Вам придется,— признал он,— выдержать страшную атаку. Мы должны вам помочь, чем только можем» 33.

Фактически сделано было немного. Та помощь, которая все же была предоставлена, оказала, конечно, известное содействие Красной Армии в ее боевых операциях и вызвала признательность со стороны ее бойцов, советского народа и правительства. Но это не позволяет закрывать глаза на изложенные факты нарушения союзнических обязательств.

Империалистическая пропаганда пытается умалить роль Советского Союза в разгроме фашизма во второй мировой войне. Одним из главных аргументов служит при этом ссылка на поставки вооружения и других предметов из США по ленд-лизу 34.

29 АВП СССР. Запись беседы посла СССР в Лондоне с генералом Бэрнсом 16 июля 1942 г.

30 АВП СССР. Указание НКИД СССР послу СССР в Англии от 25 августа 1942 г.

31 АВП СССР. Справка НКВТ об английских военных поставках в СССР в июле — августе 1942 г.

32 Churchill W. S. The Second World War, vol. 4, p. 273.

33 АВП СССР. Записи бесед посла СССР в Лондоне с Черчиллем и А. Иденом 16 марта 1942 г.

34 Закон о ленд-лизе был принят американским конгрессом 11 марта 1941 г. Он устанавливал порядок передачи Соединенными Штатами союзным странам взаймы или в аренду вооружений и других материалов, необходимых для ведения войны.

Утверждают, что без этих поставок Советский Союз не смог бы одолеть фашистскую Германию. Чтобы понять несостоятельность подобных заявлений, достаточно сравнить объем советского отечественного производства вооружения с поставками из США и Англии. Наиболее показательным является обеспечение Красной Армии важнейшими видами оружия эпохи второй мировой войны — самолетами и танками. По американским официальным данным, из США в СССР за все время войны было отправлено 14 450 самолетов и около 7 тыс. танков35. Из Англии по 30 апреля 1944 г. было отправлено 3384 самолета и 4292 танка. 1188 танков были доставлены за тот же период из Канады 36. Между тем советская промышленность в течение трех последних лет Великой Отечественной войны выпускала более 30 тыс. танков и самоходных орудий и до 40 тыс. самолетов ежегодно. Все поставки промышленных товаров со стороны союзников за всю войну составили всего 4 % советской промышленной продукции37. Несмотря на то что правительства Англии и США всячески задерживали поставки СССР, а тем более затягивали открытие второго фронта, самый факт создания антигитлеровской коалиции, в которой объединились государства двух противоположных систем, являлся событием большой исторической важности.

Образование антигитлеровской коалиции имело значение не только потому, что она содействовала созданию боевого содружества всех народов, боровшихся против фашистского ига. Образование коалиции подорвало планы Гитлера внести раскол в ряды его противников, с тем чтобы разбить их порознь. Оно затрудняло господствующим классам Англии и США возможность сепаратных сделок с Германией. Создание антифашистского союза государств и народов закрепляло изоляцию фашистских агрессоров. Образование антигитлеровской коалиции способствовало укреплению и расширению сотрудничества между народами крупнейших мировых держав, боровшихся против агрессии,— СССР, США, Англии, Франции и Китая. Оно содействовало консолидации всех антифашистских сил в странах Европы и Азии, значительно расширяло фронт всемирной борьбы против фашизма.

БОРЬБА СССР ЗА ОТКРЫТИЕ ВТОРОГО ФРОНТА В ЕВРОПЕ В 1941—1943 гг.

С первых же дней Великой Отечественной войны Советское правительство стремилось придать антигитлеровской коалиции максимальную действенность и эффективность в борьбе против

35 Внешняя торговля, 1945, 10, с. 12.

36 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны. М., 1946, т. 2, с. 145, 147.

37 См.: Вознесенский Н. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. М., 1947, с. 74.

фашистских агрессоров. Лучшим средством для этого было бы скорейшее открытие союзниками второго фронта во Франции. Это не только облегчило бы СССР тяжелую и кровопролитную борьбу против общего врага, но и значительно сократило бы сроки всей мировой войны, приблизило бы освобождение порабощенных народов и избавление всего человечества от угрозы фашистского варварства. Советское правительство предлагало союзникам проведение координированных военных операций. Однако позиция Советского правительства не встречала поддержки ни в Лондоне, ни в Вашингтоне. СССР, если говорить о борьбе наземных вооруженных сил, в одиночестве воевал против Германии и ее союзников в Европе и нес основную тяжесть войны на своих плечах. 18 июля 1941 г. Советское правительство поставило перед английским премьер-министром вопрос об открытии второго фронта. Оно указывало, что «военное положение Советского Союза, равно как и Великобритании, было бы значительно улучшено, если бы был создан фронт против Гитлера на Западе (Северная Франция) и на Севере (Арктика).

Фронт на севере Франции не только мог бы оттянуть силы Гитлера с Востока, но а сделал бы невозможным вторжение Гитлера в Англию». Несмотря на трудности, связанные с открытием этого фронта, «легче всего создать такой фронт именно теперь, когда силы Гитлера отвлечены на Восток и когда Гитлер еще не успел закрепить за собой занятые на Востоке позиции»38.

В вопросе об организации второго фронта в Европе наглядна проявилась империалистическая сущность политики правящих кругов США и Англии. В этом важнейшем деле одержали верх противники активной помощи СССР. На обращение Советского правительства Черчилль дал отрицательный ответ. «Начальники штабов,— писал Черчилль Сталину,— не видят возможности сделать что-либо в таких размерах, чтобы это могло принести Вам хотя бы самую малую пользу» 39. Между тем германские войска продолжали наступление. СССР потерял больше половины Украины. На севере враг вышел на ближайшие подступы к Ленинграду. 3 сентября 1941 г. Советское правительство вновь указало на необходимость создать уже в 1941 г. второй фронт, который смог бы оттянуть с Восточного фронта 30—40 немецких дивизий 40. Но и на этот раз Черчилль ответил отказом 41.

Учитывая резко отрицательную позицию в отношении второго фронта в Европе, занятую английским правительством, Совет-

38 Переписка Председателя Совета Министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (далее — Переписка...). М., 1976, т. 1, с. 19. Подробнее см.: Земское И. Н. Дипломатическая история открытия второго фронта в Европе 1941—1944 гг.: Документальный обзор — Международная жизнь, 1970, № 3, 5, 11; 1974, 4, 6, 9, 12; 1975, № 2, 3.

39 Переписка..., т. 1, с. 20.

40 Там же, с. 29.

41 Там же, с. 30.

cкий Союз в последующие осенние месяцы 1941 г. больше не поднимал перед ним этого вопроса. Военное положение Советского Союза оставалось крайне напряженным. Гитлеровцы рвались к Москве.

Обстановка изменилась лишь в связи с разгромом фашистских армий под Москвой в декабре 1941 г., за которым последовало контрнаступление советских войск, продолжавшееся до конца марта 1942 г. Гитлеровские войска в результате как упорной обороны, так и наступательных ударов Красной Армии понесли тяжелые потери. Но германское командование имело возможность пополнить свои силы на советском фронте посредством переброски войск из Западной Европы. С декабря 1941 г. по апрель 1942 г. гитлеровское командование перебросило на советско-германский фронт 39 дивизий и 6 отдельных бригад, в том числе 16 дивизий из Франции 42.

Если бы Германия была лишена возможности свободно маневрировать, своими стратегическими резервами, то перелом на фронте, которого добилась Красная Армия в битве под Москвой, мог бы быть закреплен и ход войны весной-летом 1942 г. приобрел бы более благоприятный характер. Но для этого нужен был хотя бы минимальный отвлекающий маневр на Западном фронте с помощью высадки союзных войск во Франции.

Однако именно этого и не было сделано. В результате гитлеровской армии удалось не только избежать катастрофы, но и перейти весной 1942 г. в новое наступление, дойти на юге до берегов Волги. К лету 1942 г. на советско-германском фронте было сосредоточено 237, а к осени — 266 вражеских дивизий.

В этот период вопрос о втором фронте встал с новой силой. На сей раз он был предметом непосредственных переговоров и переписки Советского правительства не только с правительством Англии, но и с правительством США, которые в декабре 1941 г. вступили в войну с Германией.

В противоположность Черчиллю, являвшемуся решительным противником высадки союзных войск в Европе, Рузвельт высказывался вначале за открытие второго фронта. Так, например, в начале марта 1942 г. он заявил советскому полпреду в США М. М. Литвинову, что «нажимает на англичан», добиваясь создания второго фронта, и готов для этого послать американские войска в Англию43. В начале апреля 1942 г. Рузвельт адресовал главе Советского правительства Сталину личное послание, в котором указывал, что имеет «весьма важное военное предложение, связанное с использованием наших вооруженных сил таким образом, чтобы облегчить критическое положение на Вашем Западном фронте» 44. Подчеркивая, что он придает этому большое зна-

42 История Великой Отечественной войны..., т. 2, с. 357.

43 АВП СССР. Запись беседы посла СССР в США с Рузвельтом в начале марта 1942 г.

44 Переписка..., М., 1976, т. 2, с. 17—18.

чение, Рузвельт просил направить в Вашингтон для переговоров соответствующих советских представителей. Этими заявлениями, которые делались Рузвельтом, видимо, под влиянием все нараставших требований американской общественности об активизации военных усилий США и Англии, президент стремился показать себя сторонником скорейшего открытия второго фронта.

В связи с апрельским посланием американского президента Советское правительство поручило своему полпреду в Вашингтоне уточнить, какие конкретные вопросы президент хотел бы обсудить при встрече с советскими представителями. В ответ на это Рузвельт утверждал, что он со своими советниками пришел к выводу о необходимости открытия второго фронта против Германии путем высадки во Франции, но что план этот еще не одобрен Англией и что он хотел бы, чтобы Советское правительство помогло бы ему «укрепить этот план» 45.

20 апреля 1942 г. в ответном послании президенту правительство СССР заявило, что согласно направить в Вашингтон советских представителей «для обмена мнений по вопросу об организации второго фронта в Европе в ближайшее время». В послании указывалось, что эти представители побывают также в Лондоне для обмена мнениями с английским правительством 46.

Во время беседы, которая состоялась при вручении этого послания, Рузвельт информировал советского посла о миссии Маршалла и Гопкинса в Англию. Он сказал, что англичане за второй фронт только «в принципе», но практически стремятся отложить его открытие на 1943 г., тогда как он настаивает на том, чтобы создать второй фронт теперь же. Рузвельт сказал также, что ему представляется желательным, чтобы советские представители на обратном пути из Вашингтона остановились в Лондоне, с тем чтобы, выступая как от своего, так и от его имени, оказать двойное давление на правительство Англии 47.

Советское правительство направило в Англию и США наркома иностранных дел В. М. Молотова. Еще по дороге в Вашингтон он остановился в Лондоне, где между ним и руководителями британского правительства состоялись переговоры по важнейшим вопросам, в частности о заключении англо-советского договора. Советской стороной был поставлен вопрос о втором фронте со ссылкой на инициативу Рузвельта в этом деле. Англичане, однако, отказались взять на себя какие-либо конкретные обязательства.

В результате последующих переговоров в Вашингтоне в советско-американском коммюнике указывалось, что «была достиг-

45 АВП СССР. Запись беседы посла СССР в США с Рузвельтом 14 апреля 1942 г.

46 Переписка..., т. 2, с. 18—19.

47 АВП СССР. Запись беседы посла СССР в США с Рузвельтом 20 апреля 1942 г.

нута полная договоренность в отношении неотложных задач создания второго фронта в Европе в 1942 году» 48.

Под влиянием достигнутой в ходе советско-американских переговоров договоренности о создании второго фронта английское правительство вынуждено было согласиться на подписание англо-советского коммюнике, в котором в точности была повторена советско-американская формулировка по этому вопросу.

Итак, на этот раз США и Англия публично и официально обещали удовлетворить законное требование правительства СССР о скорейшем открытии второго фронта в Европе.

На деле английское правительство не думало выполнять это обещание. В своем меморандуме от 10 июня 1942 г. оно сделало разные оговорки, рассчитанные на уклонение от выполнения союзнического долга, требовавшего открытия второго фронта. На случай, если его не удастся открыть в 1942 г., английское правительство обязывалось сделать это в 1943 г.

Черчилль приложил все старания к тому, чтобы убедить Рузвельта отказаться от идеи открыть второй фронт в Европе в 1942 г. и согласиться на замену этой операции высадкой союзнических войск в Северной Африке. Это полностью отвечало своекорыстным интересам британского империализма: оставить Советский Союз без действенной поддержки и заняться укреплением своих позиций в североафриканских владениях Франции. Во время своего визита в США 19—25 июня 1942 г. британский премьер пустил в ход,— как пишет Шервуд,— все свое несравненное красноречие, ратуя против операций через Ла-Манш в 1942 году и за североафриканскую операцию49. Окончательно англичане добились от Рузвельта решения в этом смысле в июле того же года, во время англо-американских переговоров, происходивших в Лондоне.

В результате правительства США и Англии не выполнили обещания об открытии второго фронта в 1942 г., зафиксированного в американо-советском и англо-советском коммюнике.

Давая оценку позиции английского правительства в этом вопросе, посол СССР в Великобритании сообщал в НКИД СССР 16 июля 1942 г., что на основании бесед с Черчиллем, Иденом, Бивербруком и другими английскими деятелями становится ясным, что в кампании 1942 г. Советскому Союзу придется рассчитывать только на свои силы. «Таким образом,— писал посол,— необходимо констатировать, что в самый критический для нас момент мы оказались по существу брошенными на произвол судьбы нашими союзниками. Это очень неприятная правда, но нет никакого смысла пытаться смягчить ее. Ее необходимо также запомнить на будущее» 50.

48 Внешняя политика Советского Союза в период Отечественной войны, т. 1, с. 285.

49 Шервуд Р. Указ. соч., т. 2, с. 219.

50 АВП СССР. Телеграмма посла СССР в Великобритании в НКИД СССР от 16 июля 1942 г.

18 июля 1942 г. Черчилль направил послание Сталину, в котором впервые сообщалось Советскому правительству об отказе союзников открыть второй фронт в 1942 г. 51.

В ответном послании Черчиллю от 23 июля Сталин отмечал, что, «несмотря на известное согласованное англо-советское коммюнике о принятии неотложных мер по организации второго фронта в Европе в 1942 году, Правительство Великобритании откладывает это дело на 1943 год». Он писал: «Исходя из создавшегося положения на советско-германском фронте, я должен заявить самым категорическим образом, что Советское Правительство не может примириться с откладыванием организации второго фронта в Европе на 1943 год» 52.

Оставалось решить вопрос о том, каким методом целесообразнее покончить с обязательствами, данными Советскому Союзу, об открытии второго фронта в Европе в 1942 г. Решено было, что Черчилль сам направится в Москву и объяснит Советскому правительству, почему не выполняются данные Советскому Союзу обязательства.

В августе 1942 г. Черчилль прибыл в Москву для переговоров. США на этих переговорах представлял А. Гарриман.

12 августа Черчилль заявил в Москве, что считает невозможной организацию второго фронта в Европе в 1942 г. Советское правительство решительно высказало свое несогласие с позицией союзников.

Во время беседы 13 августа 1942 г. И. В. Сталин вручил Черчиллю и Гарриману меморандум, в котором отмечалось, что 1942 год представляет «наиболее благоприятные условия для создания второго фронта в Европе, так как почти все силы немецких войск, и притом лучшие силы, отвлечены на Восточный фронт». Поэтому Советское правительство считало, что «именно в 1942 году возможно и следует создать второй фронт в Европе» 53.

Тем не менее Черчилль в памятной записке, врученной Советскому правительству 14 августа, заявил об окончательном отказе Англии и США открыть второй фронт в Европе в 1942 г. Союзники ограничились обещанием начать операцию «Факел» в Северной Африке и открыть там новый фронт войны. Английский премьер-министр заявил, что широкое вторжение на европейский континент состоится весной 1943 г. силами 27 американских и 21 английской дивизий. Гарриман полностью поддержал Черчилля.

Длительная оттяжка с открытием второго фронта объяснялась желанием правительств Англии и США максимально ослабить и обескровить Советский Союз, против которого гитлеровское командование сосредоточивало всю мощь германской военной маши-

51 Переписка..., т. 1, с. 66.

52 Там же, с. 68.

53 АВП СССР. Запись беседы И. В. Сталина с У. Черчиллем от 13 августа 1942 г.

ны. Англия и США хотели также за счет Советского Союза приберечь собственные силы и использовать их лишь на завершающем этапе войны и для проведения политики послевоенного диктата. Истинные цели задержки открытия второго фронта раскрыл бывший военный министр США Стимсон. В своих воспоминаниях он пишет: «Не открыть вовремя сильный Западный фронт... означало переложить всю тяжесть войны на Россию» 54. Это и старались сделать Черчилль и его многочисленные единомышленники в правящих кругах Англии и США.

Посол СССР в Великобритании сообщал в НКИД СССР, что у Черчилля и Рузвельта «доминирует одна и та же идея — идея «легкой войны» для себя»55. Разъясняя термин «легкая война», он писал в другой своей телеграмме следующее: «Конкретно это означает, что разбить Германию на суше в основном должен Советский Союз. Англия же будет оказывать ему в этой борьбе лишь «содействие». Чем позже Англия включится в такое «содействие», тем лучше, ибо тем свежее она придет к финишу и тем легче ей будет играть руководящую роль на будущей мирной конференции. Наоборот, под этим углом зрения выгодно, чтобы СССР пришел к финишу возможно более ослабленным и истощенным» 56.

Саботаж правительствами Англии и США открытия второго фронта вызвал растущее недовольство среди английской и американской демократической общественности, решительно требовавшей активной поддержки Советского Союза. «Именно сейчас время для открытия второго фронта»,— писали в 1942 г. многие английские и американские газеты. Многие прогрессивные демократические организации обращались с петициями к английскому и американскому правительствам, настаивая на выполнении последними своих союзнических обязательств. Более шестидесяти тысяч человек, собравшихся на Трафальгарской площади в Лондоне в конце июля 1942 г., потребовали от английского правительства незамедлительного открытия второго фронта. Аналогичные выступления имели место и во многих городах США.

Правительства Англии и США не только не открыли второй фронт, но и не выполняли своих обязательств по поставкам в СССР вооружения57. В октябре 1942 г. Англия поставила в СССР только 52 самолета, а в ноябре — 33. Всего за июль — ноябрь 1942 г. Англия поставила лишь 394 самолета вместо 1000, обещанных согласно протоколу, и 642 танка вместо 1250 58.

54 Stimson H., Bundy G. On Active Service in Peace and War. New York, 1948, p. 527.

55 АВП СССР. Телеграмма посла СССР в Великобритании в НКИД СССР от 7 декабря 1942 г.

56 АВП СССР. Телеграмма посла СССР в Великобритании в НКИД СССР от 22 октября 1942 г.

57 Переписка..., т. 1, с. 84.

58 АВП СССР. Справка НКВТ об английских военных поставках в СССР по второму протоколу.

Не слишком много удалось получить и от США. Таким образом, во время битвы на Волге, величайшего сражения всей второй мировой войны, Советский Союз был лишен действенной помощи своих союзников.

Более того, на англо-американской конференции в Касабланке в январе 1943 г. вопрос об открытии второго фронта в Европе в 1943 г. фактически остался нерешенным. Союзники договорились провести лишь ограниченную операцию против полуострова Котантен в августе 1943 г., вместо обещанного широкого вторжения во Францию весной 1943 г.

Участники конференции пытались скрыть от Советского правительства новое нарушение их обязательств в отношении второго фронта. Совместное послание Черчилля и Рузвельта от 27 января 1943 г. о результатах конференции в Касабланке было составлено в общих выражениях и не называло конкретных операций и их сроков. В ответ на просьбу Советского правительства дать конкретные разъяснения по поводу принятых решений Черчилль в послании от 9 февраля 1943 г. по согласованию с Рузвельтом сообщил сроки вторжения англо-американских вооруженных сил на европейский континент — август или сентябрь 1943 г.59 Это было сделано, несомненно, с полным сознанием того, что советское командование должно учитывать действия союзников при планировании операций на советско-германском фронте. В ответном послании от 16 февраля глава Советского правительства отмечал, что «нынешняя ситуация требует того, чтобы эти сроки были максимально сокращены и чтобы второй фронт на Западе был открыт значительно раньше указанного срока». «Для того чтобы не дать врагу оправиться,— писал И. В. Сталин,— по-моему, весьма важно, чтобы удар с Запада не откладывался на вторую половину года, а был бы нанесен еще весной или в начале лета» 60.

В мае 1943 г. в Вашингтоне состоялась новая встреча Рузвельта и Черчилля, также посвященная обсуждению вопросов дальнейшего ведения войны против держав оси. Союзники отдавали себе отчет в том, что вопрос об оказании Советскому Союзу эффективной помощи путем открытия второго фронта приобрел острый характер. Советский Союз по-прежнему сражался на суше один, в единоборстве с чрезвычайно сильным и все еще крайне опасным врагом. Подчеркивая большое значение второго фронта, Советское правительство 24 июня 1943 г. обращало внимание английского премьера на то, что на карту поставлено не только сохранение доверия СССР к союзникам. «Нельзя забывать того,— говорилось в послании Сталина,— что речь идет о сохранении миллионов жизней в оккупированных районах Западной Европы и России и о сокращении колоссальных жертв советских армий, в сравнении с которыми жертвы англо-американских войск со-

59 Переписка..., т. 1, с. 113.

60 Переписка..., т. 1, с. 115; т. 2, с. 54.

ставляют небольшую величину»61. Правительствам США и Англии не могло не быть ясным, что русский народ и другие народы Советского Союза, истекая кровью на фронтах за общее дело, в саботаже второго фронта видят проявление враждебности США и Англии к ним и к их Родине.

Тем не менее Вашингтонская конференция приняла решение отложить открытие второго фронта в Европе на май 1944 г. Это был прямой обман союзника, измена данному слову. 11 июня 1943 г. Советское правительство протестовало против нарушения США и Англией принятых ими на себя обязательств и заявило, что «не находит возможным присоединиться к такому решению, принятому к тому же без его участия и без попытки совместно обсудить этот важнейший вопрос и могущему иметь тяжелые последствия для дальнейшего хода войны» 62.

Новая затяжка открытия второго фронта еще раз свидетельствовала о том, что Англия и США продолжали политику, направленную на максимальное ослабление СССР.

Начавшаяся осенью 1942 г. гигантская Сталинградская битва привела к окружению крупнейшей группировки противника, ликвидация которой была завершена в начале 1943 г. За шесть с половиной месяцев битвы на Волге противник потерял более четверти всех сил, действовавших в это время на советском фронте 63. Огромные потери подорвали мощь немецко-фашистской армии. 1 февраля 1943 г. Гитлер был вынужден признать на военном совещании, что «возможность окончания войны на Востоке посредством наступления больше не существует» 64. Историческая победа на Волге положила начало коренному перелому в ходе войны.

1943 год ознаменовался новыми крупными победами советских войск, достигнутыми благодаря усилиям советского народа и его вооруженных сил, несмотря на нарушение союзниками своих обязательств, в обстановке единоборства СССР с фашистской Германией и ее сателлитами в Европе. В середине января 1943 г. советские войска прорвали блокаду Ленинграда. Летом 1943 г. последовали новые блестящие победы советских войск в битве под Курском. В результате упорных боев летом и осенью 1943 г. части Красной Армии продвинулись вперед на 500 км в центральной части фронта, а на юге — до 1300 км и очистили от врага почти V3 советской территории, захваченной гитлеровцами. Победы на Волге и на Курской дуге предрешили поражение Германии и освобождение Европы от фашистского порабощения.

Коренной перелом в ходе войны с Германией, созданный победами Красной Армии в конце 1942 г. и в течение 1943 г., был достигнут без существенной помощи со стороны США и Англии.

61 Переписка..., т. 1, с. 167.

62 Переписка..., т. 2, с. 69—70.

63 История Великой Отечественной войны..., М., 1964. т. 3, с. 64.

64 Правда, 1963, 10 февр.

Победы СССР раскрыли перед народами, попавшими под фашистское иго, реальные перспективы грядущего освобождения и вдохновили их на борьбу против угнетателей. Последовал дальнейший рост движения сопротивления и партизанской борьбы против фашистских захватчиков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: