Мотивация учебной деятельности и ее формирование

Понятие о мотивах. Чтобы правильно оценить действия уче­ника, прежде всего следует понять мотивы этих действий, кото­рые могут быть разными даже в случае выполнения внешне одних и тех же действий, достижения одних и тех же целей.

А.Н. Леонтьев различает понятия «мотив» и «цель». Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый челове­ком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, поче­му надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, первокласс­ник всячески старается оттянуть приготовление домашних зада­ний. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит ро­дителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность, долг и т.д. Но всего этого может быть недо­статочно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, су­ществуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выпол­нить свой долг), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным являет­ся мотив «получить возможность погулять». В конечном итоге, вслед­ствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо

' См.: Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. Качества личности. М., 1956. С. 446—448.


296 Глава VII. Психологические основы обучения

выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некото­рое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной ини­циативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, теперь в этом смысл приготов­ления заданий.

Изучение мотивов предполагает проникновение в их иерар­хию, где одни из них выполняют функцию побудительную — это ведущие смыслообразующие мотивы. Любая деятельность полимо-тивирована. В каждой конкретной деятельности складывается оп­ределенная иерархическая структура.

Типы мотивации учебной деятельности. Сами п о себе знания, которые ученик получает в школе, могут быть для него лишь сред­ством для достижения других целей (получить аттестат, избежать наказания, заслужить похвалу и т.д.). В этом случае ребенка побуж­дает не интерес, любознательность, стремление к овладению кон­кретными умениями, увлеченность процессом усвоения знаний, а то, что будет получено в результате учения. Выделяют несколько типов мотивации, связанной с результатами учения:

• мотивация, которая условно может быть названа отрица­тельной. Под отрицательной мотивацией подразумевают побужде­ния школьника, вызванные осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть, если он не будет учиться (укоры со стороны родителей, учителей, одноклассников и т.п.). Такая мотивация не приводит к успешным результатам;

• мотивация, имеющая положительный характер, но также связанная с мотивами, заложенными вне самой учебной деятель­ности. Эта мотивация выступает в двух формах.

В одном случае такая положительная мотивация определяется весомыми для личности социальными устремлениями (чувство гражданского долга перед страной, перед близкими). Учение рас­сматривается как дорога к освоению больших ценностей культу­ры, как путь к осуществлению своего назначения в жизни. Такая установка в учении, если она достаточно устойчива и занимает существенное место в личности учащегося, дает ему силы для преодоления известных трудностей, для проявления терпения и усидчивости. Это - наиболее ценная мотивация. Однако если в процессе учения данная установка не будет подкреплена другими мотивирующими факторами, то она не обеспечит максимального эффекта, так как обладает привлекательностью не деятельность как таковая, а лишь то, что с ней связано.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: