Управление охраной труда в организации

Работа по охране труда в организации обеспечивается со­вместными действиями работодателя, соответствующих проф­союзных органов и иных уполномоченных работниками представительных органов по улучшению условий и охра­ны труда, предупреждению производственного травматиз­ма и профессиональных заболеваний.

Обязанность, функции и права сторон, участвующих в ра­боте по охране труда, определены законодательными и нор­мативными правовыми актами по охране труда.

Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.

В соответствии со статьей 212 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда в органи­зации возлагаются на работодателя.

Для организации работы по охране труда работодатель с учетом специфики деятельности данной организации создает службу охраны труда или вводит должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (статья 217 ТК РФ).

При отсутствии в организации службы охраны труда, штат­ного специалиста по охране труда их функции осуществля­ют работодатель - индивидуальный предприниматель (лич­но), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекае­мые работодателем по гражданско-правовому договору. Орга­низации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

С помощью службы охраны труда и других структурных подразделений руководитель организации осуществляет управление охраной труда, заключающееся в разработке,

принятии и реализации решений, обеспечивающих безо­пасность, сохранение здоровья и трудоспособности работаю­щих на предприятии.

Управление охраной труда - подготовка, принятие и реа­лизация решений по осуществлению организационных, тех­нических, санитарно-гигиенических и лечебно-профилак­тических мероприятий, направленных на обеспечение безо­пасности, сохранение здоровья и работоспособности челове­ка в процессе труда.

Объектом управления охраной труда является безопас­ность труда на рабочих местах, производственных участ­ках, в цехах и в организации в целом, т.е. управление усло­виями и организацией труда, параметрами технологичес­ких процессов, рабочими режимами оборудования и сред­ствами коллективной защиты в целях создания безопасных условий труда для работающих на предприятии.

Система управления охраной труда (СУОТ) — пакет до­кументов, регламентирующих организацию управления ох­раной труда в организации.

Управление охраной труда решает следующие основные задачи:

* обучение работников безопасности и охране труда и пропаганда вопросов охраны труда;

* обеспечение безопасности производственного обо­рудования и производственных процессов;

* обеспечение безопасности зданий и сооружений;

* создание оптимальных режимов труда и отдыха работающих;» улучшение санитарно-гигиенических условий труда;

* организация лечебно-профилактического обслужи­вания работающих;

* санитарно-бытовое обслуживание работающих;

* профессиональный отбор работающих по отдель­ным специальностям;

* обеспечение работающих средствами индивидуаль­ной защиты;

* эффективная эксплуатация средств коллективной защиты.

Управление охраной труда осуществляется путем реализа­ции ряда функций:

• организацией и координацией работы по охране труда и ее планированием;

• контролем за состоянием условий труда; обеспе­ченностью материально-техническим оснащением и санитарно-бытовым обслуживанием;

• стимулированием работников за эффективную ра­боту по охране труда;

• учетом, анализом и оценкой показателей состоя­ния безопасности и охраны труда.

Организация и координация работ в области охраны труда предусматривает:

• формирование органов управления охраной труда;

• установление обязанностей и порядка взаимодей­ствия лиц, участвующих в управлении;

• принятие и реализацию управленческих решений. Планирование работ по охране труда - это организацион­ный управленческий процесс, осуществляемый с целью обес­печения безопасных условий труда работников на основе эф­фективного использования средств, выделяемых на улучше­ние условий и охраны труда, и осуществляется на основе:

• перспективных комплексных планов улучшения условий и охраны труда, санитарно-оздоровительных мероприятий, являющихся составной частью планов экономического и социального развития предприятия;

• текущих планов мероприятий по охране труда, включаемых в соглашение по охране труда. Соглаше­ние по охране труда — правовая форма планирования и проведения мероприятий по охране труда с указанием сроков выполнения и ответственных лиц;

• оперативных планов по участкам и цехам. Основными видами контроля за состоянием условий и ох­раны труда в организации являются:

• оперативный контроль руководителя работ и дру­гих должностных лиц;

• административно-общественный (трехступенчатый) контроль;

* контроль, осуществляемой службой охраны труда;

* ведомственный контроль вышестоящих органов;

* контроль, осуществляемый органами государствен­ного надзора.

19. Распределение обязанностей по обеспечению безопас­ных условий и охраны труда в организации

Обязанности по обеспечению безопасных условий и охра­ны труда в организации в соответствии с законодательством Российской Федерации возлагаются на работодателя (ста­тья 212 Трудового Кодекса Российской Федерации).

В соответствии с ГОСТ Р 12.0.006-2002. Общие требова­ния к системе управления охраной труда в организации, утвержденным постановлением Госстандарта России от 29.05.2002 № 221-ст, в организации должен быть назначен руководитель (специальный представитель руководства), который независимо от других возложенных на него обя­занностей должен нести ответственность и обладать полно­мочиями для:

* организации разработки, внедрения и обеспечения функционирования системы управления охраной тру­да в соответствии с настоящим стандартом;

* обеспечения выполнения всех нормативных требо­ваний охраны труда на всех рабочих местах и во всех областях деятельности организации;

* инициирования проведения мероприятий, направленных на улучшение условий и охраны труда, совер­шенствование системы управления охраной труда, а также на предупреждение профессиональных заболе­ваний, несчастных случаев и аварий;

* выявления и регистрации любых проблем, касаю­щихся условий и охраны труда;

* выработки рекомендаций и обеспечения выполне­ния решений по совершенствованию охраны труда;

* организации работ по специальной оценке условий труда;

* проверки выполнения принятых решений;

* управления устранением несоответствий;

* регулярного представления отчетности о функцио­нирования системы управления охраной труда с це­лью анализа и использования ее руководством органи­зации для совершенствования системы управления охраной труда.

Для обеспечения соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда должны быть оп­ределены и документированы обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня, лиц, управляю­щих, выполняющих и проверяющих работы.

Руководство организации должно определять требования к ресурсам, необходимым для управления охраной труда, обес­печивать контроль за использованием ресурсов, назначать подготовленный персонал для выполнения работ и проверок, включая внутренние аудиты условий и охраны труда.

В целях обеспечения соблюдения требований охраны тру­да, осуществления контроля за их выполнением, а также для организации сотрудничества в области охраны труда между руководством организации и работниками (персона­лом) в соответствии с действующим законодательством со­здают службы охраны труда или назначают работников, на которых (наряду с основной работой) возлагают выполнение обязанностей по охране труда, создают комитеты (комис­сии) по охране труда и выбирают уполномоченных (дове­ренных) лиц по охране труда.

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российс­кой Федерации в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышаю­щей 50 человек, создается служба охраны труда или вводит­ся должность специалиста по охране труда, имеющего соот­ветствующую подготовку или опыт работы в этой области.

Структура службы охраны труда в организации и числен­ность работников службы охраны труда определяются рабо­тодателем с учетом рекомендаций федерального органа ис­полнительной власти, осуществляющего функции по норма­тивно-правовому регулированию в сфере труда (в настоящее время таким органом является Минздравсоцразвития России).

В целях оказания помощи работодателям в организации работы службы охраны труда постановлением Минтруда России от 8 февраля 2000 года № 14 утверждены Рекомен­дации по организации работы службы охраны труда в орга­низации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: