Бабочка, хаос и музыка

Бросим еще один взгляд на схему наших внутренних сил, приведенную выше. Там под понятием «перемены» суммируются особенности (нормального) истерического начала в нашей душе. Сила, способная толкнуть нас на изменения, желание что- либо переменить (например, сильная потребность передвинуть мебель в комнате или совершить революцию в общественной жизнй), присуща любому человеку: то, что не позволяет нам сидеть на месте, является истерической силой, которая может привести как к положительным, так и к отрицательным результатам.

В любой музыке множество перемен. Ни один тон, ни один звук, ни один пассаж не звучат слишком долго. Меняется все, начиная от отдельно взятого звука и заканчивая оркестровой партитурой. И это мощное оружие музыкальной терапии: единственная нота способна изменить всю тональность произведения. Здесь обнаруживаются параллели с современными теориями хаоса, которые разрабатывают различные ученые-естествоведы: мы долго думали, что природа и ее законы развиваются линейно, поэтому их вполне можно просчитать и предугадать заранее. Теперь мы знаем, что «взмахи крылышек бабочки могут вызвать бурю» (Уве ван дер Хейден), потому что природа вокруг нас — нечто большее, чем просто сумма всех слагаемых.

Аналогично всему этому можно рассматривать и взаимодействие духовных сил человека: чем явственней хаос, тем гибче связи. Только какая-нибудь из сил сменит свое естественное направление, тут же изменится и весь человек. Маленькие психические изменения во мне — первый шаг в направлении чего-то нового, неизведанного.

Или возьмем другой пример: свободная музыкальная импровизация во время экспериментального урока музыки в школе или группе музыкальной терапии. Игра, объединяющая людей, которые до этого никогда в жизни не держали в руках музыкальные инструменты, производит впечатление адского шума, хаоса. А в действительности происходит гибкое, утонченно-неосознанное составление единого целого из самых разных личностей, каждая из которых впитала элементы индивидуальности своего партнера, а каждый звук вобрал в себя другой звук.

В музыкальной импровизации все явления, которые казались хаотичными, становятся гибче: это бессознательное выражение человеческой души или психики. Непредусмотренное. Необъяснимое разумом.

Музыкальная импровизация является «лабораторией» любой музыкальной терапии, подобна работе со взмахами крыльев бабочки нашей души, которая ищет в музыке свое отражение. В ходе импровизации создается новое, не существовавшее ранее и впредь неповторимое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: