Подготовительные этапы развития активной речи

(первый год жизни)

МЛАДЕНЧЕСТВО (от 0 до 12 месяцев).

В развитии младенцев на первом году жизни условно выделяют следующие периоды:

I - 0 - 1 мес., II - 1 - 3 мес., III - 3 - 6 мес., IV - 6 - 9 мес., V - 9 - 12 мес.

Какие существуют показатели благополучного доречевого развития?

I этап (период новорожденности).

Функционирование артикуляционного аппарата и рефлексы орального праксиса:

При первом осмотре новорожденного в роддоме тщательно обследуют периферический отдел артикуляционного аппарата с целью выявления нарушений строения губ, альвеол и обеих челюстей, языка, твердого неба и мягкого неба. Однако нарушения подвижности органов артикуляции, снижение их тонуса, мышечная асимметрия движений губ и другие функциональные проблемы лучше заметны при кормлении ребенка и длительном наблюдении за ним в течение дня. Внимательные мамы часто первыми замечают, что, например, после перенесенного простудного заболевания у малыша стала подтекать струйка молока с одной стороны рта, при улыбке один уголок рта поднимается заметно выше другого.

Обязательно сообщите о Ваших наблюдениях педиатру и запишитесь на дополнительный прием к детскому неврологу: несложные медицинские мероприятия (общий массаж, курс витаминов, артикуляционные упражнения), назначенные своевременно, помогут компенсировать эти проблемы уже в раннем возрасте, когда нервная система ребенка чрезвычайно пластична, и «открыта» для благотворного влияния со стороны. Это поможет избежать в дальнейшем горьких сожалений о том, что Ваш малыш в чем-то отличается от своих сверстников, менее успешен на логопедических занятиях, плохо удерживает нужную артикуляционную позу и затрудняется выполнять логопедические упражнения в нужном темпе и объеме.

При первичном неврологическом обследовании новорожденного ребенка группы риска необходимо, чтобы врач проверил у ребенка безусловные рефлексы, связанные с формированием предпосылок речи (сосательный, глотательный, хоботковый, поисковый, ладонно-ротовой рефлекс, небный и глоточный). Обязательно поинтересуйтесь у невролога, наблюдающего Вашего ребенка о том, как он оценивает у ребенка рефлексы орального праксиса, их тонус и симметричность.

Угнетение безусловных рефлексов (при патологии ЦНС) или их отсутствие (при глубокой недоношенности) затрудняет как процесс кормления (жалобы родителей на то, что младенец не берет грудь, срыгивает, поперхивается, захлебывается), так и развитие первых голосовых реакций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: