Педагогов

В исследованиях, направленных на повышение качества про­фессионального образования, часто требуется определение уровня сформированности профессиональных умений как у работающих специалистов по физической культуре дошкольников, так и у буду­щих специалистов (студентов).

С этой целью можно использовать методику парного сравнения. Ее описание представлено Н. В. Кузьминой (1970).

Методика парного сравнения строится на использовании метода экспертной оценки. Она заключается в том, что за основу для сравне­ния берется одна характеристика человека, например организаторские способности; отношение к делу; чувство долга и ответственности, ко­торое проявляется в процессе деятельности и др. Сравнение прово­дится по каждому аспекту в отдельности. Один человек сравнивается с каждым в данной группе по изучаемому признаку.

Сравнение выражается в баллах: при равном проявлении изуча­емого признака оба исследуемых получают по 1 баллу. Если при сравнении в паре проявление изучаемого признака не одинаково, то исследуемый, у которого оно проявляется в большей степени, полу­чает 2 балла, а другой (у которого оно проявляется в меньшей сте­пени) — 0 баллов. Таким образом, результатом парного сравнения всегда является шкала сравнительных оценок, выраженных в баллах.

Объективность методики связана с большим числом сравнений мнений экспертов, которое равно п2— п, где п — число человек в груп­пе, подвергшихся сравнению. Например, если сравнивать между собой 6 человек, то производится сравнение 30 раз (б2 — 6).

Пример. В исследовании оценивался уровень сформированно­сти у студентов 4 курса, обучающихся на факультете физической культуры по профилю «Физическая культура детей дошкольного возраста», умений по организации и проведению физкультурного занятия в дошкольном учреждении (табл. 21).

Таблица 21

Результаты сравнения сформированности умений студентов по организации и проведению физкультурного занятия

№ п/п Фамилии             Кол-во баллов
  Авдеева X            

Глава 7. Научно-педагогиче ские исследования в физической культуре...

Окончание табл. 21

№ п/п Фамилии           б Кол-во баллов
  Богданова   X          
  Иванов     X        
  Никонова   i   X      
  Смирновский         X    
  Ярошенко           X  

Для того чтобы соотнести результаты по одному показателю с дру­гим, полученным таким же образом, или проанализировать их в зави­симости от стажа, возраста, образования, необходимо высчитать про­центный ранговый показатель. Для этого результаты распределяются в ранговой последовательности в соответствии с суммой полученных баллов, от наименьшей к наибольшей по числу баллов (табл. 22).

Таблица 22

Результаты ранжирования и расчет показателя (персентиля) сформированности умений

Фамилии Кол-во баллов Ранг (R) Персентиль (PR)
Авдеева   1,5 16,7
Богданова     91,7
Иванов   1,5 16,7
Никонова     75,0
Смирновский     58,3
Ярошенко     41,7

Процентный ранговый показатель (PR — персентиль) рассчиты­вается по формуле:

— 1

)

mo

где PR — процентный ранговый показатель (персентиль); R — относительное ранговое место данного исследуемого; п — количество исследуемых.



Теоретические основы физической культуры дошкольников

Для каждого участника сравниваемого ряда и по каждому кри­терию персентиль высчитывается отдельно.

Таким образом, в нашем примере наиболее высокий уровень организаторских умений эксперты отметили у студентки Богдано­вой. При расчете других показателей можно построить профили сформированости профессиональных умений каждого исследуемого, а проведение дополнительных расчетов.(корреляции) — найти зави­симость полученных результатов от возраста, пола, успешности учебной деятельности и т. п. студентов.

Чем более согласованы мнения разных экспертов, тем объектив­нее полученная характеристика исследуемых. Степень согласования мнения разных экспертов можно проверить, сопоставив характерис­тики, полученные на одних и тех же людях путем вычисления ко­эффициента ранговой корреляции'.

7.4, Оформление результатов исследования

Когда студент приходит к выводу, что он в основном накопил материал научной работы, следует систематизировать, сгруппиро­вать свои записи в соответствии с планом. Разложив по главам и параграфам, объединив их тематически, студент может убедить­ся, насколько его сочинение обеспечено литературой, какие кор­рективы следует внести в первоначальный вариант плана. Тут же можно решить, следует ли немедленно приступить к оформлению рукописи или же надо дополнить работу какими-либо материа­лами.

Выполнение основных правил оформления любой исследова­тельской работы повышает культуру представления полученных результатов. Они становятся более доступными для читателя, при­обретают ту форму, которая позволяет сравнивать ее с результа­тами других исследований и, что самое важное, практически ис­пользовать.

Оформление результатов исследования, будь то курсовая, квали­фикационная или дипломная работа, должно подчиняться единым требованиям.

Общие требования к рукописи. Стандартная машинописная страница на бумаге формата А4 должна иметь 29—30 строк при

Правила расчета ранговой корреляции см. выше.


Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...

62—65 знаках (считая пробелы) в каждой строке. При таком числе знаков на каждой странице текст можно печатать через полтора интервала (компьютерных) и оставлять поля следующей ширины: слева 3,2 см, сверху 2,5 см. Для работ большого объема (более 100 страниц), предполагающих переплет, целесообразно увеличе­ние левого поля до 3,7 см.

Нумеровать страницы принято в верхнем правом углу или внизу по центру без точек и тире. Рукопись должна быть пронумерована, включая все структурные элементы. Первым является титульный лист, но номер на нем не ставится (подразумевается), далее идет нумерация со второй страницы.

Рубрикация текста. В оформлении исследовательской работы используется деление текста с использованием нумерации только арабскими цифрами. Слово «Глава» в сочетании с одной цифрой используется в первой ступени деления (например: «Глава 1. Проблема профилактики нарушений осанки у дошкольников...»). На остальных ступенях деления с названиями параграфов и под-параграфов используются только цифры: вторая ступень деле­ния — две цифры (например: «1.1. Понятие об осанке...»), третья ступень деления — три цифры (например: «1.1.2. Классифика­ция нарушений осанки...»). Внутри каждой главы дается самосто­ятельная нумерация параграфов; сквозная нумерация применяется в случае, когда нет глав или когда основной рубрикой является параграф, порядковый номер параграфа отделяется точкой от заголовка, но после заголовка точка не ставится. Номер и заго­ловок располагаются посередине отдельной строки над соответст­вующим текстом. Заголовки параграфов и подпараграфов распо­лагаются посередине отдельной строки и печатаются полужирным прямым шрифтом, строчными буквами, кроме первой — за­главной.

Названия глав и слово «глава» печатаются прописными бук­вами полужирным прямым шрифтом. Как правило, слово «глава» и ее номер (без знака номера) печатаются по центру на одной строке (без точки). На следующей строке по центру печатается само название главы. Переносы в названиях глав и параграфов не допускаются. Каждая глава начинается с новой страницы.

Рукописи небольшого объема могут иметь рубрикацию с не­нумерованными заголовками; соподчиненность их выделяется видом шрифта и расположением заголовка. Заголовок первой сту­пени располагается посередине отдельной строки и печатается


Теоретические основы физической культуры дошкольников

полужирным прямым шрифтом (без точки); заголовок второй сту­пени размещается в строку с текстом и выделяется графическим изображением (полужирным курсивом, подчеркиванием, разряд­кой) и точкой.

Заголовок отделяется от идущего за ним текста тремя интер­валами (одним непечатным символом Ц), а от предшествующего текста — шестью интервалами (двумя непечатными символами, стоящими друг под другом). Заголовок не может быть последней строчкой на странице.

Нарушением является отсутствие текста между заголовками глав, параграфов и подпараграфов (например, заголовок параграфа идет сразу же после заголовка главы).

Абзацный отступ выставляется через опции «Формат» —> «Абзац» —» «Отступы и интервалы» —> «Первая строка» -> «От­ступ» —> 1,25 см (1,27 см). Ударом клавиши абзацный отступ не выставляется!

При использовании перечислений необходимо учитывать сле­дующее:

1. Перечисления, которые состоят из отдельных слов или про­
стых фраз, не имеющих внутри знаков препинания, пишут в под­
бор с текстом, отделяют друг от друга запятой, если используется
номер, то после номера ставят круглую скобку и начинают слово
со строчной буквы.

2. Перечисления, которые состоят из сложных фраз, имеющих
внутри знаки препинания, пишут с новой строки, делая абзацный
отступ, отделяют одно от другого точкой с запятой, после номера
(или строчной буквы русского алфавита, что зависит от особенно­
стей построения текста) ставят круглую скобку и начинают слово со
строчной буквы.

3. Перечисления, которые состоят из нескольких законченных
фраз, пишут с новой строки, делая абзацный отступ, отделяют друг
от друга точкой, после номера (арабская цифра) ставят точку и
начинают слово с прописной буквы.

Нельзя перед нумерованным перечислением оканчивать ос­новную фразу на предлогах или словах «из», «на», «от», «то», «как» и т. д.

Выделения. Соподчинение содержания внутри параграфа, раз­граничение частей и элементов текста по значимости оформляется при помощи выделения шрифтом (другой насыщенности, с накло­ном штрихов букв, в разрядку).


Глава 7. Научно-педаг огиче ские исследования в физической

В научных работах принято использовать следующее соподчине­
ние шрифтов: „

Выделение первого порядка - прямой полужирный (например.

«Физическая культура»);

Выделение второго порядка - полужирный курсив (например:

«Физическая культура»);

Выделение третьего порядка - курсив (например: «Физическая

Выделение четвертого порядка - обычный подчеркнутый (на­пример- «Физи ческая ^ультура»);

ВыдеотГпятого порядка - обычный с разрядкой (например: «Физическая культура»).

В оформлении исследовательской работы редко возникает не­обходимость использования большего количества видов шрифта. Од­нако если это необходимо, можно включать в рубрикацию текста промежуточные (смешанные варианты выделения шрифтом). Сле­дует помнить, что использование дополнительного выделения по­вышает значимость приема выделения. Например: выделение полу­жирным курсивом с подчеркиванием (Физическая^щльшра) счи­тается «старше», чем выделение просто полужирным курсивом (Физическая культура).

Выделения не обязательно использовать все подряд. Можно на­чать например, с курсива, но тогда более мелкие части текста при­дется рубрицировать только шрифтами, которые подчиняются кур­сиву (подчеркнутым, в разрядку).

Следует помнить, что нельзя смешивать разные виды рубри­кации текста. Например, если при делении параграфа на подпара-гафы использовались цифры, будет ошибкой дублирование сни­жения значимости содержания через использование полужирного курсива. Например:

Правильно:

1.1. Особенности развития дошкольников

1.1.1. Физическое развитие


Теоретические основы физической культуры дошкольников

или:

1.1. Особенности развития дошкольников

Физическое развитие

Неправильно:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow