В исследованиях, направленных на повышение качества профессионального образования, часто требуется определение уровня сформированности профессиональных умений как у работающих специалистов по физической культуре дошкольников, так и у будущих специалистов (студентов).
С этой целью можно использовать методику парного сравнения. Ее описание представлено Н. В. Кузьминой (1970).
Методика парного сравнения строится на использовании метода экспертной оценки. Она заключается в том, что за основу для сравнения берется одна характеристика человека, например организаторские способности; отношение к делу; чувство долга и ответственности, которое проявляется в процессе деятельности и др. Сравнение проводится по каждому аспекту в отдельности. Один человек сравнивается с каждым в данной группе по изучаемому признаку.
Сравнение выражается в баллах: при равном проявлении изучаемого признака оба исследуемых получают по 1 баллу. Если при сравнении в паре проявление изучаемого признака не одинаково, то исследуемый, у которого оно проявляется в большей степени, получает 2 балла, а другой (у которого оно проявляется в меньшей степени) — 0 баллов. Таким образом, результатом парного сравнения всегда является шкала сравнительных оценок, выраженных в баллах.
|
|
Объективность методики связана с большим числом сравнений мнений экспертов, которое равно п2— п, где п — число человек в группе, подвергшихся сравнению. Например, если сравнивать между собой 6 человек, то производится сравнение 30 раз (б2 — 6).
Пример. В исследовании оценивался уровень сформированности у студентов 4 курса, обучающихся на факультете физической культуры по профилю «Физическая культура детей дошкольного возраста», умений по организации и проведению физкультурного занятия в дошкольном учреждении (табл. 21).
Таблица 21
Результаты сравнения сформированности умений студентов по организации и проведению физкультурного занятия
№ п/п | Фамилии | Кол-во баллов | ||||||
Авдеева | X |
Глава 7. Научно-педагогиче ские исследования в физической культуре...
Окончание табл. 21
№ п/п | Фамилии | б | Кол-во баллов | |||||
Богданова | X | |||||||
Иванов | X | |||||||
Никонова | i | X | ||||||
Смирновский | X | |||||||
Ярошенко | X |
Для того чтобы соотнести результаты по одному показателю с другим, полученным таким же образом, или проанализировать их в зависимости от стажа, возраста, образования, необходимо высчитать процентный ранговый показатель. Для этого результаты распределяются в ранговой последовательности в соответствии с суммой полученных баллов, от наименьшей к наибольшей по числу баллов (табл. 22).
|
|
Таблица 22
Результаты ранжирования и расчет показателя (персентиля) сформированности умений
Фамилии | Кол-во баллов | Ранг (R) | Персентиль (PR) |
Авдеева | 1,5 | 16,7 | |
Богданова | 91,7 | ||
Иванов | 1,5 | 16,7 | |
Никонова | 75,0 | ||
Смирновский | 58,3 | ||
Ярошенко | 41,7 |
Процентный ранговый показатель (PR — персентиль) рассчитывается по формуле:
— 1
)
■ mo |
где PR — процентный ранговый показатель (персентиль); R — относительное ранговое место данного исследуемого; п — количество исследуемых.
Теоретические основы физической культуры дошкольников
Для каждого участника сравниваемого ряда и по каждому критерию персентиль высчитывается отдельно.
Таким образом, в нашем примере наиболее высокий уровень организаторских умений эксперты отметили у студентки Богдановой. При расчете других показателей можно построить профили сформированости профессиональных умений каждого исследуемого, а проведение дополнительных расчетов.(корреляции) — найти зависимость полученных результатов от возраста, пола, успешности учебной деятельности и т. п. студентов.
Чем более согласованы мнения разных экспертов, тем объективнее полученная характеристика исследуемых. Степень согласования мнения разных экспертов можно проверить, сопоставив характеристики, полученные на одних и тех же людях путем вычисления коэффициента ранговой корреляции'.
7.4, Оформление результатов исследования
Когда студент приходит к выводу, что он в основном накопил материал научной работы, следует систематизировать, сгруппировать свои записи в соответствии с планом. Разложив по главам и параграфам, объединив их тематически, студент может убедиться, насколько его сочинение обеспечено литературой, какие коррективы следует внести в первоначальный вариант плана. Тут же можно решить, следует ли немедленно приступить к оформлению рукописи или же надо дополнить работу какими-либо материалами.
Выполнение основных правил оформления любой исследовательской работы повышает культуру представления полученных результатов. Они становятся более доступными для читателя, приобретают ту форму, которая позволяет сравнивать ее с результатами других исследований и, что самое важное, практически использовать.
Оформление результатов исследования, будь то курсовая, квалификационная или дипломная работа, должно подчиняться единым требованиям.
Общие требования к рукописи. Стандартная машинописная страница на бумаге формата А4 должна иметь 29—30 строк при
Правила расчета ранговой корреляции см. выше.
Глава 7. Научно-педагогические исследования в физической культуре...
62—65 знаках (считая пробелы) в каждой строке. При таком числе знаков на каждой странице текст можно печатать через полтора интервала (компьютерных) и оставлять поля следующей ширины: слева 3,2 см, сверху 2,5 см. Для работ большого объема (более 100 страниц), предполагающих переплет, целесообразно увеличение левого поля до 3,7 см.
Нумеровать страницы принято в верхнем правом углу или внизу по центру без точек и тире. Рукопись должна быть пронумерована, включая все структурные элементы. Первым является титульный лист, но номер на нем не ставится (подразумевается), далее идет нумерация со второй страницы.
Рубрикация текста. В оформлении исследовательской работы используется деление текста с использованием нумерации только арабскими цифрами. Слово «Глава» в сочетании с одной цифрой используется в первой ступени деления (например: «Глава 1. Проблема профилактики нарушений осанки у дошкольников...»). На остальных ступенях деления с названиями параграфов и под-параграфов используются только цифры: вторая ступень деления — две цифры (например: «1.1. Понятие об осанке...»), третья ступень деления — три цифры (например: «1.1.2. Классификация нарушений осанки...»). Внутри каждой главы дается самостоятельная нумерация параграфов; сквозная нумерация применяется в случае, когда нет глав или когда основной рубрикой является параграф, порядковый номер параграфа отделяется точкой от заголовка, но после заголовка точка не ставится. Номер и заголовок располагаются посередине отдельной строки над соответствующим текстом. Заголовки параграфов и подпараграфов располагаются посередине отдельной строки и печатаются полужирным прямым шрифтом, строчными буквами, кроме первой — заглавной.
|
|
Названия глав и слово «глава» печатаются прописными буквами полужирным прямым шрифтом. Как правило, слово «глава» и ее номер (без знака номера) печатаются по центру на одной строке (без точки). На следующей строке по центру печатается само название главы. Переносы в названиях глав и параграфов не допускаются. Каждая глава начинается с новой страницы.
Рукописи небольшого объема могут иметь рубрикацию с ненумерованными заголовками; соподчиненность их выделяется видом шрифта и расположением заголовка. Заголовок первой ступени располагается посередине отдельной строки и печатается
Теоретические основы физической культуры дошкольников
полужирным прямым шрифтом (без точки); заголовок второй ступени размещается в строку с текстом и выделяется графическим изображением (полужирным курсивом, подчеркиванием, разрядкой) и точкой.
Заголовок отделяется от идущего за ним текста тремя интервалами (одним непечатным символом Ц), а от предшествующего текста — шестью интервалами (двумя непечатными символами, стоящими друг под другом). Заголовок не может быть последней строчкой на странице.
|
|
Нарушением является отсутствие текста между заголовками глав, параграфов и подпараграфов (например, заголовок параграфа идет сразу же после заголовка главы).
Абзацный отступ выставляется через опции «Формат» —> «Абзац» —» «Отступы и интервалы» —> «Первая строка» -> «Отступ» —> 1,25 см (1,27 см). Ударом клавиши абзацный отступ не выставляется!
При использовании перечислений необходимо учитывать следующее:
1. Перечисления, которые состоят из отдельных слов или про
стых фраз, не имеющих внутри знаков препинания, пишут в под
бор с текстом, отделяют друг от друга запятой, если используется
номер, то после номера ставят круглую скобку и начинают слово
со строчной буквы.
2. Перечисления, которые состоят из сложных фраз, имеющих
внутри знаки препинания, пишут с новой строки, делая абзацный
отступ, отделяют одно от другого точкой с запятой, после номера
(или строчной буквы русского алфавита, что зависит от особенно
стей построения текста) ставят круглую скобку и начинают слово со
строчной буквы.
3. Перечисления, которые состоят из нескольких законченных
фраз, пишут с новой строки, делая абзацный отступ, отделяют друг
от друга точкой, после номера (арабская цифра) ставят точку и
начинают слово с прописной буквы.
Нельзя перед нумерованным перечислением оканчивать основную фразу на предлогах или словах «из», «на», «от», «то», «как» и т. д.
Выделения. Соподчинение содержания внутри параграфа, разграничение частей и элементов текста по значимости оформляется при помощи выделения шрифтом (другой насыщенности, с наклоном штрихов букв, в разрядку).
Глава 7. Научно-педаг огиче ские исследования в физической
В научных работах принято использовать следующее соподчине
ние шрифтов: „
Выделение первого порядка - прямой полужирный (например.
«Физическая культура»);
Выделение второго порядка - полужирный курсив (например:
«Физическая культура»);
Выделение третьего порядка - курсив (например: «Физическая
Выделение четвертого порядка - обычный подчеркнутый (например- «Физи ческая ^ультура»);
ВыдеотГпятого порядка - обычный с разрядкой (например: «Физическая культура»).
В оформлении исследовательской работы редко возникает необходимость использования большего количества видов шрифта. Однако если это необходимо, можно включать в рубрикацию текста промежуточные (смешанные варианты выделения шрифтом). Следует помнить, что использование дополнительного выделения повышает значимость приема выделения. Например: выделение полужирным курсивом с подчеркиванием (Физическая^щльшра) считается «старше», чем выделение просто полужирным курсивом (Физическая культура).
Выделения не обязательно использовать все подряд. Можно начать например, с курсива, но тогда более мелкие части текста придется рубрицировать только шрифтами, которые подчиняются курсиву (подчеркнутым, в разрядку).
Следует помнить, что нельзя смешивать разные виды рубрикации текста. Например, если при делении параграфа на подпара-гафы использовались цифры, будет ошибкой дублирование снижения значимости содержания через использование полужирного курсива. Например:
Правильно:
1.1. Особенности развития дошкольников
1.1.1. Физическое развитие
Теоретические основы физической культуры дошкольников
или:
1.1. Особенности развития дошкольников
Физическое развитие
Неправильно: