«Предмет и задачи специальной педагогики. Становление дефектологической науки в России. Предметные области специальной педагогики»
Цель: усвоить базовые понятия в области абилитации, адаптации, коррекции и компенсации лиц с ограниченными возможностями здоровья
Задачи:
· сформировать умения различать объект и предмет науки, цели и задачи ее предметных областей,
· рассмотреть значение теорий Л.С.Выготского для становление дефектологии
1. Вопросы для обсуждения:
1. Основные понятия специальной педагогики.
2. Объект, субъект, предмет, цель, задачи специальной педагогики.
3. Становление дефектологии в России.
4. Вклад Л. С. Выготского в развитие дефектологии.
5. Предметные области специальной педагогики и психологии: олигофренопедагогика, олигофренопсихология, сурдопедагогика, сурдопсихология, тифлопедагогика,тифлопсихология,
логопедия, логопсихология и т. п.
Задания для СРС:
1. Законспектируйте статью Н. Н. Малофеева «Система специального образования в России».
|
|
2. Составьте словарь основных терминов специальной педагогики.
3. Приведите примеры из жизни, подтверждающие положения теории компенсации.
4. Подготовьте реферат на тему «Л. С. Выготский и его вклад в дефектологию»
5.Сделайте презентацию в Power Piont на тему «Л. С. Выготский и его вклад в дефектологию»
Перечень необходимого оборудования: учебная аудитория, компьютер, компьютерная программа Power Piont
Перечень используемых образовательных технологий: анализ ситуаций из практики, дискуссия, презентация
Рекомендуемая литература:
1.Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.,1983.
2.Специальная педагогика: В 3т. Т. 2.Общие основы специальной педагогики Назарова Н.М., Л. И. Аксенова [и др.]; Под ред. Н.М.Назаровой. - М., 2007. – 352с.
3.Специальная педагогика: В 3т. Т. 3.Педагогические системы специального образования Назарова Н.М., Андреева Л.В., Аксенова Л.И./ Под ред. Н.М.Назаровой. - М., 2008. – 400с..
4. Кумарина Г.Ф., Назарова ЯМ. Коррекционная педагогика и специальная
педагогика: концептуальные основания дескрипторов //Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. М.А. Галагузовой. — Екатеринбург, 1997. — Вып. 3.
2. Теретико-методологическая база:
Специальная педагогика — это наука, изучающая теорию и практику специального образования лиц с физическими и психическими проблемами.
Объект — специальное образование с особыми образовательными потребностями.
Субъект — человек с ограниченным: здоровьем и жизнедеятельностью, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.
Предмет — теория и практика специального образования.
|
|
Цель — достижение человеком с ограниченными возможностями максимально возможной самостоятельности в жизни.
Основными понятиями являются:
коррекция — исправление дефектов психического и физического развития;
компенсация — формирование или (замещение утраченных функций);
реабилитация — процесс медико-психологической работы по восстановлению утраченных функций и адаптации к новым условиям жизнедеятельности;
абилитация — процесс первоначального формирования психических функций (в младенческом и раннем возрасте) при наличии дефектов.
Предметные области специальной педагогики:
• Олигофренопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;
• Логопедия — изучает особенности обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;
• Сурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;
• Тифлопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения;
• Тифлосурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями;
Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (ЭВС);
• Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА);
• Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с множественными нарушениями;
Педагогическая классификация по характеру нарушений:
§ глухие;
§ слабослышащие;
§ позднооглохшие;
§ незрячие;
§ слабовидящие;
§ лица с нарушением О Д С;
§ лица с нарушением ЭВС;
§ лица с нарушением интеллекта;
§ лица с тяжелыми нарушениями речи;
§ лица со сложными недостатками развития.
Учение о структуре дефекта Л. С. Выготского
Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо биологической системы вследствие воздействия патогенных факторов. Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытекающих из первичного дефекта, но обусловленных им. Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.
По Выготскому: «...общий закон одинаково приложим к биологии и психологии организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации».
Компенсация недостаточности или повреждения возможна за счет создания «обходного пути», включающего либо внутрисистемные, либо межсистемные перестройки.
Положения Л. С. Выготского легли в основу параметров, определяющих тип нарушения психического развития (В. В. Лебединский):
— функциональная локализация нарушения;
— время поражения;
— системное строение нарушения;
— нарушение межфункциональных взаимодействий.
Классификация психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский)
• Задержанное развитие (ЗПР);
• поврежденное развитие (органическая деменция);
• недоразвитие (умственная отсталость различной степени);
• дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, речи, зрения, ОДА, при хронических соматических заболеваниях);
• искаженное развитие (РДА);
• дисгармоническое развитие (психопатии).
Принципы диагностики нарушений в развитии:
1) комплексное изучение ребенка;
2) целостное системное изучение;
3) динамическое изучение (ЗАР, ЗБР);
4) количественно-качественный подход при анализе данных.