Практическое занятие по теме:2

«Предмет и задачи специальной педагогики. Становление дефектологической науки в России. Предметные об­ласти специальной педагогики»

Цель: усвоить базовые понятия в области абилитации, адаптации, коррекции и компенсации лиц с ограниченными возможностями здоровья

Задачи:

· сформировать умения различать объект и предмет науки, цели и задачи ее предметных областей,

· рассмотреть значение теорий Л.С.Выготского для становление дефектологии

1. Вопросы для обсуждения:

1. Основные понятия специальной педагогики.

2. Объект, субъект, предмет, цель, задачи специальной педа­гогики.

3. Становление дефектологии в России.

4. Вклад Л. С. Выготского в развитие дефектологии.

5. Предметные области специальной педагогики и психоло­гии: олигофренопедагогика, олигофренопсихология, сурдопеда­гогика, сурдопсихология, тифлопедагогика,тифлопсихология,
логопедия, логопсихология и т. п.

Задания для СРС:

1. Законспектируйте статью Н. Н. Малофеева «Система спе­циального образования в России».

2. Составьте словарь основных терминов специальной педа­гогики.

3. Приведите примеры из жизни, подтверждающие положе­ния теории компенсации.

4. Подготовьте реферат на тему «Л. С. Выготский и его вклад в дефектологию»

5.Сделайте презентацию в Power Piont на тему «Л. С. Выготский и его вклад в дефектологию»

Перечень необходимого оборудования: учебная аудитория, компьютер, компьютерная программа Power Piont

Перечень используемых образовательных технологий: анализ ситуаций из практики, дискуссия, презентация

Рекомендуемая литература:

1.Выготский Л.С. Собр. соч. в 6 т. Т. Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. М.,1983.

2.Специальная педагогика: В 3т. Т. 2.Общие основы специальной педагогики Назарова Н.М., Л. И. Аксенова [и др.]; Под ред. Н.М.Назаровой. - М., 2007. – 352с.

3.Специальная педагогика: В 3т. Т. 3.Педагогические системы специального образования Назарова Н.М., Андреева Л.В., Аксенова Л.И./ Под ред. Н.М.Назаровой. - М., 2008. – 400с..
4. Кумарина Г.Ф., Назарова ЯМ. Коррекционная педагогика и специальная
педагогика: концептуальные основания дескрипторов //Понятийный аппарат педагогики и образования / Под ред. М.А. Галагузовой. — Екатеринбург, 1997. — Вып. 3.

2. Теретико-методологическая база:

Специальная педагогика — это наука, изучающая теорию и прак­тику специального образования лиц с физическими и психиче­скими проблемами.

Объект — специальное образование с особыми образова­тельными потребностями.

Субъект — человек с ограниченным: здоровьем и жизнедея­тельностью, имеющий вследствие этого особые образовательные потребности.

Предмет — теория и практика специального образования.

Цель — достижение человеком с ограниченными возможно­стями максимально возможной самостоятельности в жизни.

Основными понятиями являются:

коррекция — исправление дефектов психического и физиче­ского развития;

компенсация — формирование или (замещение утраченных функций);

реабилитация — процесс медико-психологической работы по восстановлению утраченных функций и адаптации к новым ус­ловиям жизнедеятельности;

абилитация — процесс первоначального формирования пси­хических функций (в младенческом и раннем возрасте) при нали­чии дефектов.

Предметные области специальной педагогики:

Олигофренопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта;

Логопедия — изучает особенности обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями;

Сурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями слуха;

Тифлопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с нарушениями зрения;

Тифлосурдопедагогика — изучает особенности обучения и воспитания детей с сенсорными нарушениями;

Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы (ЭВС);

• Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигатель­ного аппарата (ОДА);

• Область специальной педагогики, изучающая особенности обучения и воспитания детей с множественными нарушениями;

Педагогическая классификация по характеру нарушений:

§ глухие;

§ слабослышащие;

§ позднооглохшие;

§ незрячие;

§ слабовидящие;

§ лица с нарушением О Д С;

§ лица с нарушением ЭВС;

§ лица с нарушением интеллекта;

§ лица с тяжелыми нарушениями речи;

§ лица со сложными недостатками развития.

Учение о структуре дефекта Л. С. Выготского

Понятие о первичном и вторичном дефектах было введено Л. С. Выготским. Первичные дефекты возникают в результате органического повреждения или недоразвития какой-либо био­логической системы вследствие воздействия патогенных факто­ров. Вторичные — имеют характер психического недоразвития и нарушений социального поведения, непосредственно не вытека­ющих из первичного дефекта, но обусловленных им. Чем дальше имеющееся нарушение отстоит от биологической основы, тем успешнее оно поддается психолого-педагогической коррекции.

По Выготскому: «...общий закон одинаково приложим к био­логии и психологии организма: минус дефекта превращается в плюс компенсации».

Компенсация недостаточности или повреждения возможна за счет создания «обходного пути», включающего либо внутрисис­темные, либо межсистемные перестройки.

Положения Л. С. Выготского легли в основу параметров, опре­деляющих тип нарушения психического развития (В. В. Лебедин­ский):

— функциональная локализация нарушения;

— время поражения;

— системное строение нарушения;

— нарушение межфункциональных взаимодействий.

Классификация психического дизонтогенеза (В. В. Лебединский)

• Задержанное развитие (ЗПР);

• поврежденное развитие (органическая деменция);

• недоразвитие (умственная отсталость различной степени);

• дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: слуха, речи, зрения, ОДА, при хронических соматических заболеваниях);

• искаженное развитие (РДА);

• дисгармоническое развитие (психопатии).
Принципы диагностики нарушений в развитии:

1) комплексное изучение ребенка;

2) целостное системное изучение;

3) динамическое изучение (ЗАР, ЗБР);

4) количественно-качественный подход при анализе данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: