Каждое предприятие должно иметь свою стратегию для достижения эффективной работы в острой конкурентной борьбе за рынки сбыта продукции.
В самом общем виде под конкуренцией понимается соперничество между лицами заинтересованными в достижении одной и той же цели.
Различают два понятия: «конкурентоспособность предприятия» и «конкурентоспособность продукции (товара)».
Под конкурентоспособностью предприятия понимается способность предприятия производить конкурентоспособную продукцию за счет его умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциал.
Под конкурентоспособностью товара понимается совокупность его качественных и стоимостных характеристик, которые обеспечивают удовлетворение конкретной потребности покупателя и выгодно для покупателя отличается от аналогичных товаров-конкурентов.
Конкурентоспособность продукции оценивается по следующим правилам.
1. Выбор и оценка рынка для реализации товара;
2. Изучение конкурентов по производству и реализации аналогичных продуктов;
|
|
3. Выбор и обоснование наиболее конкурентоспособного товара – аналога в качестве базы для сравнения.
4. Определение параметров для оценки:
- экономические (себестоимость, цена покупки, цена потребления, сроки гарантии)
- технические (конструктивные параметры, мощность двигателя)
- нормативные (надежность, долговечность, а также эргономические параметры, которые характеризуют удобство работы: гигиенические, физиологические – шум, загазованность, запыленность, температура);
1. Расчет единичных, групповых и интегральных показателей конкурентоспособности;
2. Выработка товарной политики предприятия относительно производства товара для данного рынка (расширение производства, модификация, снятие с производства и т.п.)
Из экономических параметров определяющую роль играет цена потребления.
Цена потребления состоит из расходов на покупку товара и расходов связанных с потреблением, эксплуатацией. Цена потребления значительно выше цены покупки. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальная цена потребления за весь срок его службы у покупателя.
Цена потребления складывается из следующих элементов:
- расходы на покупку,
- расходы на транспортировку до места использования,
- стоимость пуска в эксплуатацию,
- обучение персонала,
- затраты на послегарантийный сервис.
С экономической точки зрения наиболее конкурентоспособен тот продавец товара на рынке, у которого меньше издержки производства, а значит больше резервов на снижение продажной цены.
|
|
Однако, при всей важности экономического показателя, конкурентоспособность продукции, ее рентабельность на рынке определяется, прежде всего, качественными показателями.
Зарубежные специалисты по управлению считают, что конкурентоспособность продукции на 70-80% зависит от ее качества. Опыт высокоразвитых зарубежных стран показывает, что уже с середины 1960-х годов центр тяжести конкурентной борьбы переместился в сторону высокого качества продукции. Соответственно, среди методов конкуренции преобладающим выступают неценовые методы, т.е. конкуренция, при которой упор делается на улучшение качества продукции и условий ее продажи при неизменных или слабо меняющихся ценах.
Определение конкурентоспособности по группе показателей, определяющих экономические и качественные параметры (к последним относятся технические и нормативные параметры) осуществляется по изделиям одного вида, обладающих однородной потребительской стоимостью. К показателям, характеризующим качество продукции, относятся: безотказность, долговечность, ремонтопригодность, сохраняемость, технологичность, безопасность, эстетичность, мощность, энергоемкость, размер, масса и многие другие. Из множества показателей эксперты выбирают определяющие и рассчитывают единичные, групповые и интегральные показатели конкурентоспособности товара производителя и конкурента на основе сравнения количественных оценок того или иного параметра. Величина количественной оценки устанавливается, как правило, экспертным путем.
К важнейшим внешним факторам, на которые предприятие влиять не может, и в своей политике должно воспринимать их как нечто неизменное относятся:
1. Государственная налоговая, кредитно-денежная политика, законодательство. От размеров налогов зависит величина прибыли; от размера кредитной ставки - возможность предприятия использования кредитов для развития производства; от изменения курса рубля по отношению к валюте зависят в определенной степени экспортные и импортные возможности предприятия.
2. Складывающаяся хозяйственная конъюнктура. Она включает конъюнктуру рынков сырьевых и материальных ресурсов, трудовых ресурсов, средств производства и финансовых ресурсов.
3. Развитие родственных и поддерживающих отраслей. В данном случае речь идет о развитии новых технологий (ресурсосберегающих, технологий глубокой переработки), новых материалов, оборудования и источников энергии. Если они не будут их создавать, то предприятие вынуждено будет решать вопросы производства новой техники и т.п. самостоятельно. А это отвлечение финансовых средств, увеличение издержек производства, уменьшение прибыли.
4. Параметры спроса включают изменение спроса на производимые товары (стабильный, нестабильный спрос, отсутствие спроса).
К внутренним факторам относятся:
1. Деятельность руководства и аппарата управления предприятия. Сегодня руководитель должен уметь возглавить, направить подчиненных, то есть на первый план выдвигается необходимость слаженной коллективной работы и сотрудничества. Вопросам подготовки кадров, их использование в современном бизнесе, придается первостепенное значение. «Никакая теория, программа или правительственная политика не могут сделать предприятие успешным, это могут сделать только люди» - пишет крупный японский предприниматель фирмы «Сони». Главной задачей японские менеджеры считают установить с работниками нормальные отношения, сформировать понимание единства целей. По оценке западных специалистов уровень образования и квалификации работников становится главным стратегическим ресурсом компании.
Важным элементом внутренней структуры предприятия является создание центров ответственности, на которые возлагаются особые задачи и достижение запланированных финансовых показателей (центры сбыта, центры минимизации затрат и т.п.).
|
|
2. Система технологического оснащения. Обновление оборудования и технологий, т.е. замена их более прогрессивными, обеспечивают повышение конкурентоспособности предприятия, усиливает внутреннюю гибкость производства. Важную роль в повышении конкурентоспособности продукции играет использование энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, которые позволяют снизить издержки производства, а, следовательно, повысить величину прибыли.
3. Сырье, материалы и полуфабрикаты. Качество сырья, комплектность его переработки и величина отходов оказывает серьезное влияние на конкурентоспособность предприятия.
4. Сбыт продукции: его объем и издержки реализации. Этот фактор оказывает серьезное влияние на повышение конкурентоспособности предприятия: можно добиться неплохих результатов в производстве, выпуская продукцию высшего качества и относительно небольшой себестоимости, но все это будет сведено на нет из-за непродуманной сбытовой политики.
К формам и методам максимизации внутренних возможностей предприятия следует отнести, прежде всего, гибкое их использование на основе проведения технологической политики, нацеленной, во-первы х, на постоянное внесение «ноу-хау» в технологию производства и образ своей продукции, что позволяет предприятию стать лидером в выпуске данной продукции, во-вторых, на обеспечение высокого качества и, в-третьих, на поставку продукции в срок.