Причины актуализации в отношениях человека и природы в современном мире выразились | 1. усилением эксплуатации природы, уничтожением ее ресурсов; 2. отсутствием продуманной «стратегии человечества» по отношению к природе; 3. невыработанностью общепланетарной научно-технической политики и разделения ресурсов; 4. отсутствием взаимопонимания между людьми. |
К глобальным проблемам современности относятся | 1. безопасности; 2. войны и мира; 3. экологическая; 4. спорта; 5. цензуры; 6. демографическая. |
Современный этап развития земной цивилизации характеризует… | 1. баланс интересов развитых и развивающихся стран; 2. отсутствие угрозы термоядерной войны; 3. неравномерность и нелинейность социальных изменений; 4. гармония в развитии отношений природы и общества. |
Современные исследователи отмечают положительное значение таких социальных последствий перехода к постиндустриализму, как... Укажите неменее двух вариантов ответа | 1. сопровождение производства богатства все большим риском; 2. многоуровневое демократическое участие народа в политике; 3. усиление социального неравенства; 4. гуманизация технологии. 5. возрастающую роль образования и знания; |
Темы докладов и сообщений
|
|
1. Человечество перед лицом глобальных проблем.
2. Современные способы предотвращения негативных последствий научно-технического прогресса.
3. Поиск гармонизации отношений человечества и среды его обитания.
4. Возможности объединения человечества необходимостью выживания.
5. Поиск нового миропонимания: предлагаемые пути и их возможности.
6. Терроризм как явление ХХ века.
7. Философия ненасилия.
8. Человеческая жизнь как особая ценность.
Ключевые понятия:
информация | коммуникация | |
научно–технический прогресс | гуманистические ценности виртуальная реальность | |
толерантность техносфера | нравственные ориентации | |
исторический прогресс | ценностные ориентации | |
гуманизация | гуманитаризация | |
синергетика глобальные проблемы | информационные технологии | |
информационное общество глобалистика футурология | глобализация экологизация культуры прогностика |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО КУРСУ
Курс рассчитан на изучение в течение одного семестра (4), включает лекционные, практические занятия, КСР и самостоятельную работу студентов.
Для контроля уровня сформированности компетенций, качества знаний, умений и навыков особое внимание уделяется стимулированию самостоятельной работы студентов.
Содержание дисциплины «Философия» разделено на три раздела, по окончании изучения которых осуществляется текущий контроль усвоения учебного материала. В течение семестра проводятся модульно-рейтинговые мероприятия, в том числе, и в форме компьютерного тестирования для проверки самостоятельной работы студентов.
|
|
Изучение философии является трудоемкой задачей, в связи с чем, предусматривается обязательное посещение лекционных занятий для получений системы целостных знаний. Рекомендованные учебники и учебные пособия не всегда являются достаточными источниками знаний, так как, во-первых, учебный курс носит междисциплинарный характер, а во-вторых, лекционный материал непосредственно дает квинтэссенцию ответов на экзаменационные вопросы.
После лекций проводятся практические занятия, они, прежде всего, предназначены для закрепления теоретических знаний и выработки таких практических навыков, как, аргументированное отстаивание собственного видения рассматриваемых проблем, владение приемами ведения дискуссии, полемики и диалога. Специфика курса заключается в том, что практически все темы требуют дискуссионного обсуждения. Этому способствует форма проведения практических занятий: занятия проводятся в форме обсуждения основных проблем с подготовкой докладов и содокладов, в форме «устного журнала» (создаются проблемные группы и идет обсуждение реферативных заданий) или в форме семинара-конференции, где заслушиваются доклады, выступления оппонентов, или в форме свободной дискуссии. На практические занятия выносится материал, дополняющий и углубляющий лекционный, а также, материал, не вошедший в лекционный курс, поэтому при подготовке к практическим занятиям необходимо самостоятельное прочтение и осмысление рекомендуемых работ.
Темы курса рассчитаны на закрепление и систематизацию лекционного материала, самостоятельное освоение дополнительной литературы, а также, нацелены на формирование навыков по практическому применению полученных знаний в сфере образования и общественной коммуникации.
Особое значение в процессе изучения дисциплины имеет приобретение навыков самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов в течение семестра, помимо подготовки к практическим занятиям, предполагает: подготовку к промежуточной и итоговой аттестации в виде тестирования (вся база тестовых заданий открыта для доступа, и студенты в любое время могут проходить тренировочное тестирование); выполнение студентами творческих письменных работ, подразумевающих системную гуманитарную компетентностность. Подробнее о самостоятельной работе смотри ниже.
Дисциплина «Философия» призвана сформировать мировоззренческие основы будущего специалиста, а также заложить методологические и духовно-нравственные установки для его формирования.