Как наиболее успешно участвовать в занятии

Чтобы максимально использовать возможности занятия, воспользуйтесь следующими советами:

1. Следует тщательно подготовиться к выступлениям по всем вопросам, выносимым на занятие.

2. Если вы за все время выступления не оторвете глаз от листа, то вряд ли ваши слова затронут участников семинара. Стремитесь к свободному владению материалом и его «живому» изложению.

3. Умейте слушать. Должно мысленно сравнивать ответ выступающего по тому или иному вопросу с тем, как бы построили этот ответ вы сами, нужно быть готовыми продолжить, дополнить предыдущий ответ или прорецензировать его, а то и выступить в роли оппонента.

4. Будьте активны. Старайтесь не просто сидеть и запоминать все, что услышите. Задавайте вопросы, делитесь с другими своими идеями и мыслями. Не бойтесь открыто высказывать свою точку зрения, даже если она не совпадает с точкой зрения других, в том числе, преподавателя. Все это поможет вам лучше разобраться в предмете обсуждения. Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает 10% того, что он слышит, 50% того, что он видит, 70% того, что проговаривает, и 90% того, что делает сам.

5. Старайтесь проявлять открытость и общительность. В этом случае вы не только сможете научиться многому у преподавателя, ведущего семинары, но и почерпнуть огромный объем знаний от других участников. Смело идите на контакт с коллегами-студентами. Среди них вы обязательно найдете тех, кто разделяет ваши взгляды и сталкивается с аналогичными проблемами.

6. Если вы чего-то не поняли, сразу же скажите об этом. Все присутствующие находятся в одинаковом положении, и каждый обязательно проявит терпение, чтобы дать вам возможность понять то, что было сказано.

7. Ведите записи.

8. Получайте удовольствие! Главный принцип сводится к следующей формуле: чем больше вы вложите в семинар, тем больше сможете от него получить. Помните: «Если у вас есть идея, поделитесь ею с другими. Если у вас есть вопрос, задайте его».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЕДЕНИЮ ЗАПИСЕЙ

Цитата (от лат. citatum < citare – приводить, провозглашать) – дословная выдержка из какого-либо текста, или дословно приводимые чьи-то слова. Цитаты в работе выполняют вполне определенную функцию, связанную с их первоначальным латинским значением этого слова – подтверждением своей мысли или довода. Поэтому цитаты могут приводиться только для подтверждения аргументов или описаний автора. Впрочем, в учебном процессе часто тексты цитируются для того, чтобы потом дать им интерпретацию. Цитировать следует только законченную мысль, с указанием в скобках порядкового номера источника в списке используемой литературы и номера страницы (например: [7, 45-46])

Выписки. Самым простым видом работы с текстом, «первичной и упрощенной формой конспекта» являются выписки. В начале работы над книгой, статьей, монографией необходимо предварительно выписать библиографические сведения, то есть фамилию автора, точное заглавие книги, том, место и год издания, наименование издательства, номер издания. Выписку этих данных надо производить не с обложки, а с титульного листа (первого листа после обложки), на котором даны полные сведения о книге. Эти общие сведения нужны как библиографическая справка при ссылке на книгу, скажем, при цитировании, а также при поиске этой книги в библиотечных каталогах и библиографических указателях.

Делая выписки, вы выбираете из всего текста то, что относится к изучаемой теме или косвенно с ней связано. Они представляют собой отобранный (выписанный) материал в произвольном соотношении главного и второстепенного. Помните, что никогда ни один вопрос заданный всем не может составлять содержания ответа из выписанного вами источника, поэтому выписывайте всегда только то, что работает на результат. Большие отрывки текста старайтесь записывать своими словами. Яркие и важнейшие места приводите дословно. Внимательно записывайте цитаты, заключайте их в кавычки, оберегайте текст от искажений, иначе в дальнейшем, например, при написании дипломной работы вы их использовать не сможете и будете вынуждены обращаться к источнику снова, теряя при этом много времени. И еще, цитата, вырванная из текста (контекста), часто теряет свой смысл, поэтому не обрывайте без пояснения мысль автора.

Составление конспекта уже требует от студента навыков работы с текстами. Конспект наиболее распостраненный метод работы с источником.

Конспект (от лат. conspectus – обзор) – краткое письменное изложение содержания чего-либо (лекции, речи, произведения т. п.). Конспект – «систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы», и он же – последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспектировать значит выписывать нечто и сопровождать это нечто соответствующими комментариями.

Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта. Он предельно краток, а потому помогает сэкономить время при быстрой подготовке доклада, выступления); текстуальные (состоящие из цитат. Предполагает запись в тетрадь интересующих вас мыслей автора. Подобный конспект послужит вам неопределенно долгое время); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы. Его составление трудная работа, зато он лучше всего способствует усвоению материала); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам. Составление тематического конспекта, предполагает анализ различных учений, точек зрения, помогает всестороннему обдумыванию темы). Возможно составление конспекта в виде схемы – конспект-схема. Он удобен при лапидарном выделении существенного в учебном материале, при потребности в классификации информации.

Итак, цель написания конспекта иметь под рукой «мобильный», понятный его составителю информационный источник. Помните, что любое конспектирование должно внутренне озаряться поставленной целью, светом того, ради чего оно совершается. Таким ориентиром, как правило, является вопрос (экзамена, зачета, занятия, а также, если это подготовка к курсовой или другой квалификационной работе, то ее цели и задачам). Всегда нужно знать, что выписывать, на что реагировать. Конспект включает в себя и ваши мысли, буквально не касающиеся конспектируемого материала, но им навеянные: «параллельные» идеи, возможные сопоставления этого материала с материалом других источников. Частью конспекта должна быть и общая характеристика всей работы и раскрытие одной из ее тем, разделов. Что здесь следует выделять? Возможны ошибки. «С одной стороны есть опасность, что, что-то важное будет упущено, с другой – то, что выписано будет то, что потом вовсе не потребуется». Итак, главное чтобы конспект не представлял собой ухудшенной копии первоисточника, а в самом себе уже нес определенный отзыв, отбор, разбор нужной информации.

Рекомендуем. Ознакомиться с текстом, выделить его значимые места. Составить план текста – он поможет вам логически верно изложить и группировать материал. Выделить в тексте тезисы и записать их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами. Использовать реферативный способ изложения (например: «автор считает; выделяет; раскрывает). Написать его разборчиво, сохранить структуру конспектируемого текста, максимально четко разграничить свое творчество и автора. В заключении, обобщить текст конспекта, выделить основное содержание проработанного материала, дать ему оценку.

Наибольшую пользу записи, принесут тогда, когда они будут иметь правильное графическое расположение и оформление: выделенные абзацы, подчеркнутые главные мысли и ключевые слова, выводы, заключенные в рамки, использованные заметки на полях и знаки (например: NB – «nota bene» (от лат. – заметь хорошо), ОВ – очень важно,?,!!!), цветные пасты (см. Приложение). Собственные комментарии (критику, вопросы, сомнения, возражения, замечания, восхищения, раздумья, отсылку на другой источник) обособляйте от переписанного текста: либо берите в квадратные скобки, либо располагайте на полях, между строк, после цитат, сопровождая их различного рода пометками и очерчиваниями. Рекомендуется разработать собственную систему отличий, выделений, отметок и пометок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: