1. Работу над темой «Речь» надо начинать с уяснения общественно-исторических истоков возникновения языка и речи человека.
Речь и язык — общественно-исторические явления, возникшее в трудовой деятельности людей из потребности в общении. Язык есть исторически сложившееся в процессе развития человеческого общества средство общения между людьми. В языке отражается, закрепляется и передается из поколения в поколение обобщенный опыт, накопленный человечеством.
Речь — это процесс общения людей друг с другом посредством языка. В речи каждого человека отражаются не только обобщенные значения слов, но и отношение самого человека к предмету речи и к своему собеседнику.
2. Речь связана со всеми сторонами сознания. Все, что отражается человеком в ощущениях и восприятии, представлениях памяти и воображения, обозначается словами. В речи отражаются чувства человека, его отношение к окружающему. Особое внимание следует обратить на связь речи с мышлением. Речь возникла вместе с мышлением в процессе трудовой деятельности и развивается в единстве с ним. Она является формой существования мысли.
3. Основная функция речи — это функция общения (коммуникативная). Вторая, не менее важная — обозначающая (номинативная). Речь человека отличается от звуков, издаваемых животными именно тем, что слова имеют предметное значение.
Функции общения и обозначения составляют неразрывное единство. Они обусловливают друг друга.
Важная функция речи — обобщения (или «понятийная»). В обозначающей и обобщающей функциях речи особенно ясно проявляется ее единство с мышлением. Регулирующая функция речи — это основа внешней и внутренней регуляции поведения человека.
Экспрессивная функция речи заключается в передаче эмоционального отношения к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.
4. В процессе исторического развития возникли и развивались две речевые формы: внешняя речь, сначала устная, затем письменная и внутренняя. Они отличаются друг от друга по структуре. Своеобразие структуры различных видов речи зависит от выполняемой ими функции.
5. Сущность внутренней речи заключается в оформлении мысли. Внутренняя речь не служит средством общения непосредственно, но подготавливает и обеспечивает его.
6. Речь имеет свои свойства:
Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
Понятность речи достигается синтаксически правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, и вялой, бледной.
Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
7. Речевые свойства человека не существуют сами по себе, в них отражаются особенности личности. Тип высшей нервной деятельности, темперамент выражаются в темпе речи, ее ритме, богатстве интонаций, эмоциональной окраске. В речи человека раскрывается направленность личности, ее убежденность, проявляющаяся в силе, логичности доказательств при изложении своих мыслей. Такие черты характера человека, как общительность или замкнутость, уверенность или робость, многие другие, выявляются в содержании и особенностях его речи.
8. Физиологические механизмы речи составляет образование временных условных связей между центрами речи. Эти условные связи вызываются специфическим раздражителем — словом в четырех формах: видимое, слышимое, произносимое и записываемое.
Зрительный центр речи расположен в затылочной доли левого полушария головного мозга человека и регулирует функцию чтения.
Слуховой центр речи Вернике расположен в височной извилине левого полушария и регулирует функцию понимания речи.
Двигательный центр речи Брока находится в верхней лобной извилине левого полушария и ведает функцией произношения.
Центр письма находится в средней лобной извилине левого полушария.
К периферическим системам обеспечения речи относятся:
· энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения звука — легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;
· генераторная система — звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при колебании которых образуются звуковые волны;
· резонаторная система — носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Что означает и как проявляется многофункциональность речи?
2. Речь отдельного человека подвержена патологическим нарушениям. Можно ли сказать то же самое о языке?
3. Чем отличаются друг от друга речь и язык?
4. Каким образом речь характеризует направленность личности, ее интересы, потребности, убеждения?
5. В чем коренное отличие речи человека и звуковой сигнализации животных?
6. Могут ли животные овладеть речью?
7. Дайте общую характеристику органов речи и физиологических механизмов высказывания.
8. Составьте схему видов речи, определите сущность каждого вида.
9. Почему нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество?
10. Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?