Рекомендации к работе над темой. 1. Работу над темой «Речь» надо начинать с уяснения общественно-исто­ри­че­ских истоков возникновения языка и речи человека

1. Работу над темой «Речь» надо начинать с уяснения общественно-исто­ри­че­ских истоков возникновения языка и речи человека.

Речь и язык — общественно-исторические явления, возникшее в трудовой дея­тельности людей из потребности в общении. Язык есть исторически сло­жив­ше­е­ся в процессе развития человеческого общества средство общения между людь­ми. В языке отражается, закрепляется и передается из поколения в поколение обоб­щенный опыт, накопленный человечеством.

Речь — это процесс общения людей друг с другом посредством языка. В речи каж­дого человека отражаются не только обобщенные значения слов, но и отно­ше­ние самого человека к предмету речи и к своему собеседнику.

2. Речь связана со всеми сторонами сознания. Все, что отражается человеком в ощущениях и восприятии, представлениях памяти и воображения, обозначается сло­вами. В речи отражаются чувства человека, его отношение к окружающему. Осо­бое внимание следует обратить на связь речи с мышлением. Речь возникла вмес­те с мыш­лением в процессе трудовой деятельности и развивается в единстве с ним. Она является формой существования мысли.

3. Основная функция речи — это функция общения (коммуникативная). Вто­рая, не менее важная — обозначающая (номинативная). Речь человека отличается от звуков, издаваемых животными именно тем, что слова имеют предметное зна­че­ние.

Функции общения и обозначения составляют неразрывное единство. Они обус­ловливают друг друга.

Важная функция речи — обобщения (или «понятийная»). В обозначающей и обоб­щающей функциях речи особенно ясно проявляется ее единство с мыш­ле­нием. Регулирующая функция речи — это основа внешней и внутренней регуляции по­ведения человека.

Экспрессивная функция речи заключается в передаче эмоционального от­но­ше­ния к содержанию речи и к человеку, к которому она обращена.

4. В процессе исторического развития возникли и развивались две речевые фор­мы: внешняя речь, сначала устная, затем письменная и внутренняя. Они отли­ча­ются друг от друга по структуре. Своеобразие структуры различных видов речи зави­сит от выполняемой ими функции.

5. Сущность внутренней речи заключается в оформлении мысли. Внутренняя речь не служит средством общения непосредственно, но подготавливает и обес­пе­чи­вает его.

6. Речь имеет свои свойства:

Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыс­лей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.

Понятность речи достигается синтаксически правильным построением пред­ло­жений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.

Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По сво­ей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, и вялой, блед­ной.

Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю дру­гих людей, на их убеждения и поведение.

7. Речевые свойства человека не существуют сами по себе, в них отражаются осо­бенности личности. Тип высшей нервной деятельности, темперамент выра­жа­ют­ся в темпе речи, ее ритме, богатстве интонаций, эмоциональной окраске. В речи чело­века раскрывается направленность личности, ее убежденность, прояв­ля­ю­щая­ся в силе, логичности доказательств при изложении своих мыслей. Такие чер­ты характера человека, как общительность или замкнутость, уверенность или ро­бость, многие другие, выявляются в содержании и особенностях его речи.

8. Физиологические механизмы речи составляет образование временных ус­лов­ных связей между центрами речи. Эти условные связи вызываются специ­фи­че­ским раздражителем — словом в четырех формах: видимое, слышимое, произ­но­си­мое и записываемое.

Зрительный центр речи расположен в затылочной доли левого полушария голов­ного мозга человека и регулирует функцию чтения.

Слуховой центр речи Вернике расположен в височной извилине левого полу­ша­рия и регулирует функцию понимания речи.

Двигательный центр речи Брока находится в верхней лобной извилине левого полу­шария и ведает функцией произношения.

Центр письма находится в средней лобной извилине левого полушария.

К периферическим системам обеспечения речи относятся:

· энергетическая система дыхательных органов, необходимая для возникновения зву­ка — легкие и главная дыхательная мышца — диафрагма;

· генераторная система — звуковые вибраторы (голосовые связки гортани), при ко­лебании которых образуются звуковые волны;

· резонаторная система — носоглотка, череп, гортань и грудная клетка.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что означает и как проявляется многофункциональность речи?

2. Речь отдельного человека подвержена патологическим нарушениям. Можно ли ска­зать то же самое о языке?

3. Чем отличаются друг от друга речь и язык?

4. Каким образом речь характеризует направленность личности, ее интересы, пот­реб­ности, убеждения?

5. В чем коренное отличие речи человека и звуковой сигнализации животных?

6. Могут ли животные овладеть речью?

7. Дайте общую характеристику органов речи и физиологических механизмов выс­ка­зывания.

8. Составьте схему видов речи, определите сущность каждого вида.

9. Почему нельзя свести мышление к речи и установить между ними тождество?

10. Какова роль внутренней речи в регуляции поведения человека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: