Основная. 1.Российская Федерация. Законы

1.Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: [федер. Закон[ “Электронный ресурс» ]: принят Гос. Думой 28 сен. 2001 г.: по состоянию на 12 марта 2014 г.]. // Правовая система «Гарант», 2014.

2.Российская Федерация. Законы. О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним:Федер. закон [принят Гос. Думой 17 июня 1997 года: одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года: по состоянию на 23.07.2013 г.]: [Электронный ресурс]// Правовая система "Гарант", 2013.

3.Российская Федерация. Законы. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения: Федер. закон [принят Гос. Думой 26 июня 2002 года: одобр. Советом Федерации 10 июля 2002 года]: [Электронный ресурс]// Правовая система "Гарант", 2013.

Дополнительная

1.Варламов, А.А., Гальченко С.А. Земельный кадастр в 6 томах.т.3. Государственная регистрация и учет земель[Текст]/А.А.Варламов, С.А.Гальченко.- М.:КолосС, 2007 -528 с.

2.Крассов О.И. Земельное право современной России[Текст]/ О.И.Крассов- М.:Закон, 2011.-528 с.

 
 

Автоматизация учета земель сельскохозяйственного назначения базируется на точном знании границ и характеристик сельскохозяйственных угодий. Для этих целей необходимо соответствующее программное обеспечение. Основу системы учета земель сельскохозяйственного назначения составляет программное обеспечение ГИС «Карта 2008». Эта технология обеспечивает выполнение следующих видов работ по созданию и поддержанию в актуальном состоянии многослойной электронной карты хозяйства:

-загрузку в систему сканированных изображений существующих схем внутрихозяйственного обустройства и их пространственную привязку;

-векторизацию границ сельскохозяйственных угодий и создание электронных карт полей;

-введение библиотеки условных знаков для земледелия, навигации и мониторинга сельскохозяйственной техники;

-обработку геодезических измерений, формирование отчетов и нанесение результатов расчетов, уравнивание на карте;

-загрузка результатов спутниковых геодезических измерений (ГЛОНАСС/GPS) в систему и автоматическое обновление карты;

-создание и ведение кадастровой карты хозяйства с возможностью автоматизированного формирования землеустроительной и кадастровой документации;

-ведение учета земель и недвижимости в том числе с учетом бонитировки, аренды долевой собственности;

-обработка информации о рельефе, создание матриц абсолютных высот и пространственного анализа на ее основе;

-загрузка данных по отдельным участкам (точкам) местности метеорологических, агрохимических, фитосанитарных и других результатов обследований;

-обработка результатов измерений, обследований, сведений о характеристиках сельскохозяйственных угодий;

-создание комплексной модели сельхозугодий: границ, сведений о севообороте, рельефе, гранулометрическом составе почв, содержании №РК, фитосанитарном состоянии и др.;

-ведение паспортов полей и формирование на ее основе истории полей с привязкой к году, урожайности;

-ретроспективный анализ данных и формирование трехмерных моделей сельхозугодий и их анализ;

-формирование отчетов и статистических справок по шаблонам форм;

-тематическое картографирование и в автоматическом режиме на основе данных из семантики объектов или истории полей (специальных карт, картограмм;

-решение задач внутрихозяйственного устройства территории (полезная работа и перегоны, допустимые зоны погрузки-разгрузки;

-поддержка функций точного земледелия (точный расчет обработанной площади, картирование урожайности, формирование карт внесения удобрений и пестицидов.

Государственный учет лесного фонда и государственная регистрация лесных участков 1. Общая характеристика земель лесного фонда. 2. Государственный кадастровый учет земель лесного фонда. 3. Государственная регистрация прав на лесные участки и сделки с ними.
1. Понятие и общая характеристика лесного фонда и земель лесного фонда 4 Земли лесного фонда РФ занимают 67% территории России, причем непосредственно леса занимают 74% площади лесного фонда. Главное целевое назначение земель лесного фонда - использование их в качестве средства производства в лесном хозяйстве. Правовой режим этих земель закрепляется в земельном и лесном законодательстве. Однако лесное законодательство в отличие от земельного законодательства принципиально меняет целевое назначение данной категории земель, допуская их использование в качестве пространственного территориального базиса в разнообразных целях. Основными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения по использованию земель лесного фонда, являются Земельный кодекс РФ (ст. 101) и регулирующий особенности имущественных отношений, связанных с оборотом лесных участков и лесных насаждений, Лесной кодекс РФ, принятый 4 декабря 2006 г. В статье 5 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты и воспроизводства лес понимается как экологическая система или как природный ресурс. Как экологическая система лес выступает основой жизни и деятельности народов, проживающих на территории РФ, и нуждается в охране, обеспечиваемой экологическим законодательством. Как природный ресурс лес является объектом гражданского оборота (лесным насаждением) и выступает предметом гражданско-правовых договоров и иных сделок с учетом ограничений, налагаемых требованиями охраны лесов. И, поскольку использование лесов невозможно без использования земель, на которых они расположены, лесопользование юридически связано с землепользованием.. К землям лесного фонда на основании ст. 101 ЗК РФ относятся: 1. Лесные земли: а) земли, покрытые лесной растительностью; б) земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, редины, прогалины и другие); 2. Нелесные земли, предназначенные для ведения лесного хозяйства (просеки, дороги, болота и др.). Ст. 6 ЛК РФ устанавливается, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Из этого следует, что если леса располагаются на землях иных категорий, предусмотренных ст. 7 ЗК РФ, например сельскохозяйственного назначения, то на них распространяется правовой режим земель конкретной категории и нормы, предусматривающие правила использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Современное лесное законодательство в целях расширения объема оборотоспособности в лесных отношениях и введения рыночных механизмов разделило понятие леса как единой системы на две составляющие: лесной участок и лесные насаждения. Статьей 7 ЛК РФ определяется понятие лесного участка как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета.Лесные участки, находящиеся в составе земель лесного фонда, находятся в федеральной собственности. Право собственности на лесные участки, расположенные на других категориях земель, определяется в соответствии со ст. ст. 15 - 19 ЗК РФ, т.е. может принадлежать субъектам РФ, муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам. Лесной кодекс не содержит четкого понятия лесных насаждений, но из смысла статей этого Закона следует, что в качестве таковых следует понимать деревья, кустарники, лианы и иные древесные и кустарниковые насаждения естественного и искусственного происхождения, произрастающие на лесных участках. В связи с этим ст. 3 ЛК РФ устанавливается и разделение имущественных отношений на: - имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков; - имущественные отношения, связанные с оборотом лесных насаждений. При этом ч. 2 ст. 3 ЛК РФ определяет регулирование данных имущественных отношений гражданским законодательством, а также Земельным кодексом РФ, если иное не установлено Лесным кодексом РФ, другими федеральными законами. В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки из состава земель лесного фонда ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Лесные участки из состава земель лесного фонда могут предоставляться только на праве: -постоянного (бессрочного) пользования; - ограниченного пользования чужим лесным участком (сервитут); - аренды; -безвозмездного срочного пользования. Лесные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставляются только государственным или муниципальным учреждениям и только для научно-исследовательской, образовательной либо рекреационной деятельности (ч. 2 ст. 40, ч. 4 ст. 41 ЛК РФ). Предоставление лесных участков для тех же целей, но юридическим лицам других организационно-правовых форм допускается только в аренду. На праве безвозмездного срочного пользования в соответствии со ст. 47 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются религиозным организациям для осуществления религиозной деятельности. Безвозмездное срочное пользование лесными участками в отношении иных организаций, в том числе в случаях, если лесной участок находится не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности, может возникать и прекращаться в соответствии со ст. 24 ЗК РФ.Безвозмездное срочное пользование лесным участком должно оформляться письменным договором, в котором должен быть указан срок и другие условия пользования лесным участком. В соответствии со ст. 47 ЗК РФ право безвозмездного срочного пользования земельным участком прекращается по решению лица, предоставившего земельный участок, или по соглашению сторон по истечении срока, на который земельный участок был предоставлен, а также по основаниям, предусмотренным для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования. Право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев его сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи в случаях, предусмотренных законодательством. Право ограниченного пользования чужим лесным участком (лесной сервитут) регулируется ст. 9, ч. 3 ст. 38 ЛК РФ, ст. 23 ЗК РФ и ст. 274 ГК РФ. В соответствии с ними сервитут может быть публичным и частным. Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для лесного участка, в отношении которого он установлен. Частный сервитут устанавливается по письменному соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником (пользователем) соседнего участка. Собственник (пользователь) участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законодательством, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком. Наиболее часто применяемым правом на лесные участки является право аренды лесных участков. На основании договора аренды лесные участки предоставляются гражданам и юридическим лицам в целях заготовки древесины, живицы, недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов, сбора лекарственных растений и для других целей, предусмотренных ЛК РФ. Лесной кодекс РФ установил разделение лесов в пределах лесного фонда РФ по целевому назначению на: защитные; эксплуатационные; резервные. Земли, занятые эксплуатационными и резервными лесами, выделяются только в составе земель лесного фонда. Защитные леса могут выделяться в других категориях земель. К защитным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Выделяются следующие категории защитных лесов (ст. 102 ЛК РФ): 1) леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях; 2) леса, расположенные в водоохранных зонах; 3) леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов: а) леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; б) защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов РФ; в) зеленые зоны, лесопарки; г) городские леса; д) леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов 4) ценные леса: а) государственные защитные лесные полосы; б) противоэрозионные леса; в) леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; г) леса, имеющие научное или историческое значение; д) орехово-промысловые зоны; е) лесные плодовые насаждения; ж) ленточные боры. В составе защитных и эксплуатационных лесов могут выделяться особо защитные лесные участки. К ним относятся: 1) берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов; 2) опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами 3) постоянные лесосеменные участки; 4) заповедные лесные участки; 5) участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений; 6) места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных; 7) другие особо защитные участки лесов. В защитных лесах и на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.Отнесение лесов к ценным лесам, выделение особо защитных участков лесов и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. К эксплуатационным лесам относятся леса, которые подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. В эксплуатационных лесах допускается использование лесов всех предусмотренных ЛК РФ видов. К резервным лесам относятся леса, в которых в течение двадцати лет не планируется осуществлять заготовку древесины. Использование резервных лесов допускается после их отнесения к эксплуатационным лесам или защитным лесам. В резервных лесах осуществляются авиационные работы по охране и защите лесов.Отнесение лесов к эксплуатационным и резервным лесам и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий. Государственный учет лесного фонда и государственный кадастровый учет В 2010 г. планируется закончить межевание границ и обеспечить постановку на кадастровый учет арендуемых лесных участков, а в период до 2013 г. предусматривается постановка на государственный кадастровый учет и регистрацию права РФ более чем на 1 млн га земель лесного фонда [1]. При употреблении термина "учет лесных участков" необходимо четко разграничивать государственный учет лесного фонда, осуществляемый в рамках ведения государственного лесного реестра (ст. 91 Лесного кодекса РФ), и государственный кадастровый учет, осуществляемый в рамках ведения государственного кадастра недвижимости (ст. 92 Лесного кодекса РФ). Государственный лесной реестр заполняется при государственном учете лесных участков в составе земель лесного фонда органами государственной власти в пределах их полномочий по внесению в данный реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, указанными в ч. 1 ст. 69 Лесного кодекса РФ [2]. Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Лесным кодексом РФ, при проведении государственного кадастрового учета следует руководствоваться Федеральным законом № 221-ФЗ и подзаконными актами в сфере ведения государственного кадастра недвижимости. И если при государственном учете ведение лесного реестра основывается на описании лесного участка как объекта природы, то при кадастровом учете - только как объекта недвижимого имущества. Внесение сведений о лесном участке в государственный кадастр недвижимости (ГКН) имеет большое юридическое значение. С 1 января 2010 г. земельный участок в составе земель лесного фонда может быть предоставлен только после постановки на кадастровый учет. Технологически процедура внесения в ГКН сведений о лесных участках идентична процедуре учета любого иного земельного участка. До обращения в орган кадастрового учета следует определить границы лесного участка в соответствии с земельным законодательством: с использованием материалов межевания или иной землеустроительной документации либо материалов лесоустройства. Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, населенных пунктов, особо охраняемых природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству и землеустройству. В настоящее время значительные площади лесных земель, находящиеся в государственной собственности и предоставленные когда-то сельскохозяйственным предприятиям за границами поселений на праве постоянного (бессрочного) пользования, входят в состав категории земель сельскохозяйственного назначения и поставлены в этом статусе на кадастровый учет. В соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ учет, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до 1 марта 2008 г., является юридически действительным [3]. Сведения о распределении земель по категориям, включенные в земельно-учетные документы и в документы кадастра недвижимости на ранее учтенные земельные участки, сформированы по фактическому правовому состоянию земель, т. е. согласно действующим на определенную дату документам, устанавливающим или удостоверяющим право на землю. Ранее действовавший порядок учета земель и ведения кадастра недвижимости был основан на признании первичным правоустанавливающего документа - категория земель определялась в соответствии с основным целевым назначением земель, указанным в документе. Таким образом, лесные площади, изъятые из земель государственного лесного фонда и предоставленные в бессрочное пользование колхозам, были зарегистрированы в земельно-учетных документах как земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с их целевым назначением. И на сегодняшний день эти лесные площади поставлены на учет в соответствии с категорией "земли сельскохозяйственного назначения". Изменение категории земель в отношении таких лесных участков в данных кадастра недвижимости возможно при наличии документов, подтверждающих юридический факт, повлекший изменение характеристик земель. Данные земли могут перейти в категорию земель лесного фонда, если имеющиеся в настоящее время права на них будут прекращены в установленном порядке согласно Федеральному закону № 172-ФЗ [4]. Одной из важнейших и сложных задач, решаемых лесной службой, является постановка на кадастровый учет лесных участков, где важным является определение границ. Данная процедура выявила огромное количество спорных ситуаций. Основная их часть порождена наличием недостаточной точности данных либо в кадастре недвижимости, либо в лесных картографических материалах. Это тормозит процесс постановки лесных участков на кадастровый учет. Сложившаяся ситуация требует изменения процедуры постановки на кадастровый учет земель лесного фонда, так как эти земли принадлежат Российской Федерации на праве собственности и занимают две трети нашего государства. А ведь на лесных землях ведутся добыча нефти, газа и других очень ценных ископаемых. Кроме того, на них закладываются магистральные трубопроводы, строятся магистральные дороги, линии электропередачи и другие линейные сооружения. А без кадастра и регистрации прав это делать невозможно, как и без лесоустройства невозможно ведение самого кадастра. Реализовав передачу данных о границах федеральных земель в картографический фонд и органы кадастрового учета в виде электронных карт, созданных при проведении лесоустройства, можно в десятки раз сократить время на выполнение всех вышеуказанных действий, а во многом и избежать процедуры согласования границ земельных участков со смежными землепользователями. В свою очередь органы кадастрового учета смогут проанализировать полученную информацию в целом по субъектам, выявить и сообщить о всех несоответствиях в лесоустроительных данных и сведениях кадастра объектов недвижимости. Органы государственной власти, наделенные полномочиями по управлению и распоряжению лесными землями, на основании полученных рекомендаций смогут вносить корректировки в свой учет и использовать полученную информацию при проведении последующих лесоустроительных работ. По мере дальнейшего накопления информации все государственные органы смогут обмениваться ею для уточнения местоположения границ земельных участков, населенных пунктов, муниципальных районов и субъектов Федерации. Передача сведений о границах лесных участков позволит их использовать при заключении договоров аренды и переводе земель из одной категории в другую, а также при подготовке генеральных планов, утверждении границ населенных пунктов и других согласовательных процедурах. Наличие в кадастре недвижимости информационного слоя, созданного на основе данных государственного учета земель лесного фонда по состоянию на дату последнего лесоустройства, сделает более прозрачной процедуру согласования границ смежных землепользований с государственными органами, отвечающими за сохранение лесов, а также позволит оперативно решать вопросы, связанные с оформлением документов о переводе участков из одной категории земель в другую. Местоположение границ будет постоянно уточняться по более точным данным, получаемым при производстве кадастровых работ. В заключение отметим, что правильно установленная в натуре и на плане граница лесного участка служит основой точного определения его площади. Особыми функциями государственного управления лесными отношениями, непосредственно связанными с землями лесного фонда, являются государственный кадастровый учет лесных участков, а также государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними. С 1 марта 2008 г. государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". В соответствии с п. 2 ст. 7 данного Закона в государственный кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимости, как сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок. Государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В соответствии со ст. 93 ЛК РФ право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации. Статьей 16 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие ЛК РФ" из объектов недвижимого имущества исключены леса и многолетние насаждения. К недвижимым вещам на основании ст. 130 ГК РФ относятся земельные участки. Поскольку в ст. 7 ЛК РФ понятие лесного участка дано как земельного участка, границы которого определяются в соответствии с правилами лесоустройства, проектирования и государственного кадастрового учета лесных участков, следовательно, государственная регистрация прав на лесные участки и сделок с ними осуществляется в порядке проведения государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними, определенные в качестве лесных участков. Государственная регистрация прав на лесные и многолетние насаждения и сделок с ними не осуществляется. Перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель, за исключением земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель, в земли других категорий разрешается в случае: 1) организации особо охраняемых природных территорий; 2) установления или изменения черты поселения; 3) размещения объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов. Перевод земель лесного фонда, на которых расположены зеленые зоны, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае размещения линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также по решению Правительства Российской Федерации в случае размещения аэродромов. Заключение Согласно ст. 6 ЛК леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Лесное законодательство, естественно, признает наличие лесов на землях лесного фонда. Земли лесного фонда подразделяются на лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и др.) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и др.). Закрепление в законодательстве такой структуры земель лесного фонда обусловлено разным целевым назначением указанных видов земель. Лесные земли предназначены для выращивания лесов, рационального и эффективного их использования и воспроизводства. Для этих же целей используются и те участки земель лесного фонда, которые не покрыты лесной растительностью (вырубки, гари и т.п.). Они также предназначены для лесовосстановления, поэтому относятся к лесным землям. В ст. 7 JIK РФ должно быть сформулировано более содержательное понятие «государственного лесного фонда», в состав которого входят: а) леса и земли, на которых они произрастают, находящиеся в непосредственном ведении федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства; б) леса и земли, переданные в пользование и управление органов обороны; в) леса и земли, переданные в пользование и управление поселений (до передачи городских лесов в собственность соответствующих городов); г) леса, расположенные на землях железнодорожного и автомобильного транспорта, а также землях водного фонда; д) леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения. До принятия ФЗ от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" <1> (далее - ФЗ о ГКН) системы учета земли и иной недвижимости были разделены (существовали системы государственного земельного кадастра, технического учета объектов капитального строительства, а также водного, лесного и других природно-ресурсных кадастров). Это увеличивало временные затраты правообладателей при учете недвижимости, регистрации прав на нее, получении информации из систем учета, поскольку для постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и прочно связанного с ним объекта недвижимости и получения информации необходимо было обратиться в каждую из систем. -------------------------------- <1> СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 4017. В целях создания единой системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости, обеспечивающей реализацию государственной политики эффективного и рационального использования и управления земельными ресурсами и иной недвижимостью, утверждена подпрограмма "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" <2>, в рамках реализации которой и был принят названный Закон. -------------------------------- <2> Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. N 560 "Об утверждении подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006 - 2012 годы)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2008 годы)" // СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3951. С принятием указанных нормативных актов исчез институт лесного кадастра, имеющий более чем 400-летнюю историю существования в России. Лесной кадастр появился в силу объективной необходимости получения сведений о лесах, необходимых для кораблестроения. Регулярный лесной кадастр зарождается в России именно в ходе Петровских реформ. Допетровские описания лесов, сохранившиеся в писцовых книгах XVI - XVII вв., представляли собой общие материалы, описывавшие приблизительное расположение лесных массивов. Первые опыты петровского кадастра относятся к 1698 - 1701 гг., когда были обследованы и описаны лесные массивы под Воронежем. К началу 1730-х гг. лесной кадастр приобретает сложившуюся форму, и в это время предпринимаются первые работы по картографированию корабельных лесов. К 1750 - 1760 гг. в лесной кадастр прочно входит картографическая составляющая. Происходит разделение охраняемых лесов на три категории: корабельные леса, леса, приписанные к горным заводам, находящиеся в ведении Берг-коллегии, и леса засечных черт. К 1790 г. массивы строевых лесов были описаны и картографированы. К концу XVIII в. при передаче управления лесами в ведение Министерства финансов в Лесном департаменте числится 4549 адмиралтейских лесных карт губерний и уездов и атласы восьми губерний. Так, лесной кадастр прочно закрепляется в государственной практике. Складываются та форма лесного кадастра и тот порядок управления лесами, которые с незначительными изменениями просуществовали до второй половины XIX в. и даже до современного периода <3>. -------------------------------- <3> См.: Каримов А.Э. Докуда топор и соха ходили: Очерки истории земельного и лесного кадастра в России XVI - начала XX века. М.: Наука, 2007. В настоящее время, как уже отмечалось, отсутствует отдельный лесной кадастр как правовая категория, однако в соответствии со ст. 92 Лесного кодекса РФ (далее - ЛК РФ) и ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в России осуществляется государственный кадастровый учет лесных участков. Прежде всего, следует понимать, что исключение категории "кадастр" не означает автоматически исключения всего свода информации о лесах, а ведет, например, к уравнению понятий "кадастр" и "реестр". Согласно ст. 91 ЛК РФ осуществляется государственный лесной реестр, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и лесопарках. То есть по законодательному определению "лесной реестр" очень близок к существовавшему в прежнем Лесном кодексе РФ (1997 г.) определению "лесной кадастр". В связи с этим вполне закономерно у многих исследователей возникает вопрос: не заменил ли законодатель "кадастр" на "реестр" <4> (стоит отметить, что понятие "кадастр" в той или иной транскрипции используется почти во всех европейских странах, за исключением Скандинавских стран, где принято в соответствующих случаях использовать слово "реестр" <5>)? Коллективом авторов под редакцией С.А. Боголюбова проведен детальный анализ указанных понятий и подведен убедительный итог: "Цели создания и ведения государственного кадастра и лесного реестра должны быть однопорядковыми. И такая цель, как государственная регистрация прав на недвижимое имущество... должна быть толчком как для устранения неоднозначности толкования норм закона, так и для устранения сложности и достижения чистоты их применения" <6>. -------------------------------- <4> См., например: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010; Сидоренко В.Н. Развитие кадастров в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на федеральном и региональном уровнях // Экологическое право. 2007. N 2. <5> См.: Павлов П.Н. О государственном кадастре недвижимости // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2006. N 3 - 4. <6> См.: Комментарий к Лесному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. С.А. Боголюбова. М., 2010. Согласно ФЗ о ГКН кадастр содержит сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости: вид объекта недвижимости; кадастровый номер; описание местоположения границ объекта недвижимости; площадь земельного участка и др. Лесной реестр содержит документированную информацию: о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах;о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам. Кадастр недвижимости в обязательном порядке содержит кадастровый номер - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер. Лесной реестр таких номеров не содержит, однако идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним может осуществляться по условному номеру, который присваивается лесному участку. Этот вариант предусмотрен для следующего случая: если до 1 января 2012 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, то для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и происходит идентификация по условному номеру <7>. То есть и кадастр, и реестр содержат основной вид сведений, по которым происходит учет недвижимости, - государственные учетные номера. -------------------------------- <7> См.: ФЗ от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" // СЗ РФ. 2006. N 50. Ст. 5279. И все же, если фактически, по составу сведений кадастр и реестр почти одинаковы, будем считать, что юридически они неравны: согласно ст. 13 ФЗ о ГКН государственный кадастр состоит из реестра, кадастровых дел и кадастровых карт, таким образом, лесной реестр - это более узкое понятие, часть кадастра. В связи с законодательными изменениями возник и такой теоретический вопрос: а не приравнен ли лесной кадастр к земельному кадастру как части общего кадастра недвижимости? Отдельный институт земельного кадастра также был отменен в связи с ведением общего государственного кадастра недвижимости; здесь мы имеем в виду, что кадастровый учет лесных участков приравнивается к кадастровому учету земельных участков. В прежнем Лесном кодексе 1997 г. лесной кадастр определялся как свод сведений... о лесном фонде. К участкам лесного фонда относились участки леса, а также участки лесных земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель. Анализируя современное законодательство, можно представить лесной кадастр как лесной реестр (систематизированный свод документированной информации о лесах) плюс кадастровые дела и кадастровые карты; а леса понимаются как экологическая система или природный ресурс, и располагаются они на землях лесного фонда и землях иных категорий. То есть сами понятия "лесной фонд" и "участки лесного фонда" исключаются, а остаются только "земли лесного фонда" и вводится понятие "лесной участок". Согласно ст. 7 ЛК РФ им является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со ст. ст. 67, 69 и 92 Кодекса. То есть формально лесной участок можно рассматривать как земельный участок. Исходя из этих предпосылок, можно прийти к выводу, что государственный кадастровый учет лесных участков и государственный кадастровый учет земельных участков тождественны. Более того, ФЗ о ГКН в ст. 7 определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости, в который входят 6 основных и 24 дополнительных сведения и нет ни одного упоминания о лесных участках. Все сведения касаются земельных участков и недвижимости, расположенной в границах земельного участка. Например, в состав сведений входят сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок; разрешенное использование, если объектом недвижимости является земельный участок (в отношении лесного участка, видимо, имеется в виду разрешенное лесопользование); а также сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка, если объектом недвижимости является земельный участок. Формулировку последнего пункта мы бы осмелились назвать некорректной, поскольку, как выше упоминалось, в Лесном кодексе нет юридического понятия "лес" и, вероятно, законодатель имел в виду категории лесов. Однако, несмотря на сведение кадастрового учета лесных участков к учету земельных участков с включением сведений о категориях лесов и видах лесопользования, все же признаем самостоятельность кадастрового учета лесных участков по тем признакам, которыми не обладают земельные участки. Земельный участок делает лесным определенная совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на нем. Поэтому необходимо признать наличие особенностей у лесного участка по сравнению с земельным участком <8>. В связи с этим только в отношении лесных участков проводятся лесоустройство и проектирование лесных участков. Лесным участком, объектом кадастрового учета, может признаваться только такая часть поверхности земли, которая характеризуется всей совокупностью необходимых признаков. Пока же в России далеко не все участки земель лесного фонда являются объектами, в отношении которых проведены лесоустройство и, как следствие, государственный кадастровый учет <9>. -------------------------------- <8> См.: Быковский В.К. Использование лесов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., 2009. <9> См.: Мельникова Ю.В. Понятие лесного участка как объекта гражданских прав // Юрист. 2008. N 1. До недавнего времени государственная кадастровая оценка земель лесного фонда проводилась в соответствии с положениями Методики государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации <10>. Приказом Министерства экономического развития РФ от 15 марта 2010 г. N 96 указанная Методика была признана не подлежащей применению <11>. Она имела ряд существенных недостатков: отсутствовала группировка видов использования земель лесного фонда; производилась оценка только спелых насаждений основных лесообразующих пород, не учитывались молодняки, средневозрастные и приспевающие насаждения, земли, не покрытые лесной растительностью, но предназначенные для ее восстановления, и т.д. <12>. -------------------------------- <10> Приказ Росземкадастра от 17 октября 2002 г. N П/336 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". <11> Приказ Министерства экономического развития РФ от 15 марта 2010 г. N 96 "О признании не подлежащим применению Приказа Федеральной службы земельного кадастра России от 17 октября 2002 г. N П/336 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель лесного фонда Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс". <12> Минэкономразвития России доработало проект Приказа Минэкономразвития России "Об утверждении Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель лесного фонда" // Официальный интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации. https:// www.economy.gov.ru/ minec/ activity/ sections/ corpmanagment/ activity/ doc1248771991667. В ходе проведения кадастрового учета лесных участков часто возникают практические проблемы. Так, несмотря на разрешение для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки до проведения кадастрового учета лесных участков присваивать лесным участкам условные номера, мало кто проводит такую процедуру. Причина заключается в том, что она довольно трудоемкая, занимает много времени: необходимо взять весь ранее учтенный лесной массив (которому может принадлежать один кадастровый или условный номер), разделить его (выделять тот участок, который необходим), поставить на кадастровый учет разделенные участки, затем регистрировать на них право собственности. Также часто встречаемыми проблемами при проведении кадастрового учета, особенно при межевании, являются: несовпадение границ участков лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, с границами в натуре; несовпадение площади лесных участков по материалам лесоустройства с площадью лесного участка, полученной после межевания; пересечение лесными участками границ муниципальных районов (границы лесничеств, в состав которых входят лесные участки, не всегда совмещаются с границами муниципальных образований, а проходят по границам лесных кварталов с учетом естественных рубежей <13>); принадлежность лесных участков к землям разных категорий (обычно это случается в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель лесного фонда) и др. -------------------------------- <13> Приказ МПР РФ от 6 февраля 2008 г. N 31 "Об утверждении Лесоустроительной инструкции" // БНА. 2008. N 28. К началу 2010 г. в кадастр недвижимости были внесены сведения о более чем 235,3 тыс. земельных участках категории "земли лесного фонда" общей площадью более 603,2 млн. га <14>. Это составляет примерно 53% от учтенной по состоянию на 1 января 2003 г. общей площади земель лесного фонда. Обнародованные результаты кадастрового учета нельзя признать удовлетворительными: точных формализованных сведений о площади, границах и состоянии земель лесного фонда нет примерно по половине лесов России <15>. А значение этих сведений очень важно с юридической точки зрения, так как речь идет об уникальном, не повторяющемся во времени и на территории РФ юридическом факте присвоения определенному объекту соответствующего правового статуса <16>. -------------------------------- <14> См.: Манылов И.Е. О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по созданию единой федеральной системы государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и повышению качества и доступности государственных услуг в данной сфере // https:// www.economy.gov.ru/ minec/ press/ news/ doc20100127_04. <15> См.: В России поставлено на государственный кадастровый учет около половины земель лесного фонда // Лесной форум Гринпис России. https://www.forestforum.ru/viewtopic.php?f=9&t=6365&start=0&sid=28b8bc492329645e7b4425f10c893d9e. <16> Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Изд-во "Проспект", 2005. С. 28. 1.3. Государственный учет лесного фонда ведется для организации рационального использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, систематического контроля за количественными и качественными изменениями лесного фонда и обеспечения достоверными сведениями о лесном фонде органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц. 1.4. Государственный учет лесного фонда осуществляется на основе материалов лесоустройства, лесоинвентаризации и других видов обследований лесов. Сведения о текущих изменениях, происходящих в лесном фонде, вносятся ежегодно в учетную документацию лесхоза, национального парка, государственного природного заповедника или другой организации, осуществляющей государственное управление на закрепленных за ней участках лесного фонда. Лесхозы, национальные парки, государственные природные заповедники и другие организации, осуществляющие государственное управление на закрепленных за ними участках лесного фонда, независимо от их ведомственной принадлежности, именуются в дальнейшем лесхозами. 1.5. В целом по России и на территориях субъектов Российской Федерации проводится государственный учет лесного фонда. Документация государственного учета лесного фонда обновляется, как правило, один раз в пять лет. 1.6. Государственный учет лесного фонда ведется: по лесному фонду федерального органа управления лесным хозяйством - Федеральной службой лесного хозяйства России, ее органами управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и лесхозами; по участкам лесного фонда, закрепленным за государственными природными заповедниками, - Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды и этими заповедниками; по лесному фонду, ранее находившемуся во владении сельскохозяйственных организаций, - Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и лесхозами; по участкам лесного фонда, закрепленным за лесхозами образовательных учреждений Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации, - указанным министерством и лесхозами; по лесному фонду в целом по России - Федеральной службой лесного хозяйства России на основе данных, представляемых ей указанными федеральными органами исполнительной власти. 1.7. Основным способом ведения и обновления первичной документации государственного учета лесного фонда в лесхозах является ежегодная автоматизированная обработка информации о лесном фонде по установленным в разделе 2 Инструкции формам учета с помощью комплекса программ для персональных ЭВМ. 1.8. Контроль за соблюдением установленного порядка ведения документации государственного учета лесного фонда осуществляет Федеральная служба лесного хозяйства России. 5. Ведение и обновление документации государственного учета лесного фонда с 1999 года 5.1. Государственные лесоустроительные организации ежегодно в срок до 1 декабря года камеральных работ представляют органам управления лесным хозяйством в субъектах Российской Федерации и в Федеральную службу лесного хозяйства России для обновления банка данных "Лесной фонд Российской Федерации" документацию государственного учета лесного фонда на магнитных носителях по объектам, устроенным в межучетный период. 5.2. Федеральная служба лесного хозяйства России обеспечивает систематизацию, изучение, постоянное хранение документации государственного учета лесного фонда, ведение банка данных "Лесной фонд Российской Федерации" на всех уровнях, а также подготовку и издание подлежащих опубликованию сведений о лесном фонде России. 5.3. В лесхозах на основе материалов последнего лесоустройства, лесоинвентаризации или других специальных обследований ведутся базы данных "Лесной фонд" с ежегодным внесением в них сведений о текущих изменениях, происшедших в лесном фонде в течение года. В переходный период создания баз данных "Лесной фонд" в лесхозах не исключается ведение книг учета лесного фонда по формам N 1 и N 2. Основаниями для внесения текущих изменений в базы данных "Лесной фонд" являются: распоряжения Правительства Российской Федерации по лесам первой группы, решения органов государственной власти субъектов Российской Федерации по лесам второй и третьей групп и решения Федеральной службы лесного хозяйства России по принятию земель в состав лесного фонда лесхоза и изъятию земель из лесного фонда лесхоза в соответствии с лесным и земельным законодательством; решения Федеральной службы лесного хозяйства России о переводе лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы в другую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; акты освидетельствования мест рубок главного пользования; акты технической приемки лесных культур; акты перевода лесных культур в покрытые лесной растительностью земли; акты перевода земель в покрытые лесной растительностью земли при естественном восстановлении леса; акты натурного обследования происшедших в лесном фонде изменений в результате пожаров и других стихийных бедствий и другие соответствующие акты натурного обследования при иных изменениях в составе лесного фонда или состоянии лесов. 5.5. Акты, отражающие изменения в лесном фонде, составляются специалистами лесхозов и утверждаются руководителями этих лесхозов.
Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда | Печать |
Статьи| Как оформить земельный участок в собственность
Предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, а также образовании земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Пунктом 2 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) установлено, что государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП). При этом по информации, предоставленной Росреестром, в ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на лесной участок площадью 1,33 га (далее - лесной участок), права на который заявлены к государственной регистрации. Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) до 1 января 2015 г. допускается предоставление гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда без проведения государственного кадастрового учета, за исключением случаев предоставления лесных участков в целях использования лесов для осуществления рекреационной деятельности. При этом, как следует из п. 2 ст. 4.1 Вводного закона, при предоставлении гражданам, юридическим лицам лесных участков в составе земель лесного фонда, не прошедших государственного кадастрового учета, осуществляется их государственный учет. Статья 4.4 Вводного закона устанавливает, что, в случае если до 1 января 2015 г. государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в ЕГРП осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Законом о регистрации. По предоставленной Росреестром информации, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о земельном участке, частью которого является предоставленный в аренду лесной участок. В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Вводного закона, ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, но вещные права на которые и их ограничения, в том числе аренда, зарегистрированы в соответствии с Законом о регистрации, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. Согласно ч. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных Законом о кадастре сведений о недвижимом имуществе. Таким образом, учитывая, что в отношении исходного лесного участка осуществлен государственный кадастровый учет, при разделе такого лесного участка положения п. 1 ст. 4.1 Вводного закона не применяются. В рассматриваемом случае, по мнению Департамента недвижимости, речь идет об образовании земельных участков и их государственном кадастровом учете в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) и Законом о кадастре. В соответствии с п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 Земельного кодекса, за исключением случаев, указанных в п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса, необходимы в том числе кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка (п. 2 ст. 11.3 Земельного кодекса). В указанных в п. 1 ст. 11.3 Земельного кодекса решениях об образовании земельных участков должны быть указаны в том числе сведения о земельных участках, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, в том числе кадастровые номера земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, и кадастровые номера образуемых земельных участков (при наличии кадастровых номеров земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки) (п. 4 ст. 11.3 Земельного кодекса). При разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков; при этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах (п. 6 ст. 11.4 Земельного кодекса).


Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) [Текст] // Российская газета. - 1993. - № 237.
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ [Текст] // Собрание законодательства РФ - 2001. - N 44. - Ст. 4147.
3. Земельное право [Текст]: Учеб. / Отв. ред. Г.Е. Быстров, Р.К. Гусев. - М.: Проспект, 2011. - 478 с.
4. Крассов, О. И. Земельное право современной России. [Текст] / О.И. Крассов - М.: Закон, 2011. - 624 с.
5. Веденин, Н. Н. Земельное право [Текст] / Н. Н. Веденин - М.: Норма, 2011. - 521 с.
6. Гусев, Р. Ф. Земельное право. [Текст] / Р. Ф. Гусев - М.: Норма, 2011. - 485 с.
7. Ерофеев, Б. В. Земельное право России. [Текст] / Б. В. Ерофеев - М.: Норма, 2011. - 421 с.
8. Крассов, О. И. Земельное право современной России. [Текст] / О. И. Крассов - М.: Закон, 2011. - 528 с.
9. Крассов, О. И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. [Текст] / О. И. Крассов - М.:Юристъ, 2011. - 782 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: