По своему характеру координационная деятельность бывает четырех видов:
– превентивная, т.е. направлена на предвидение проблем и тяжестей;
– устраняет, то есть предназначена для устранения перебоев, суеты в системе;
– регулирующая, т.е. направлена на сохранение существующей схемы работы;
– стимулирующая, т.е. направлена на улучшение деятельности системы или существующей организации даже при отсутствии конкретных проблем.
Координационная деятельность осуществляется с помощью определенных механизмов:
– неформальные, непрограммируемые координации;
– программируемая безличная координация;
– индивидуальная координация;
– групповая координация.
Неформальная, непрограммируемые координация осуществляется добровольно, неформально, без предварительного планирования со стороны предприятия и со стороны своих сотрудников. Неформальная координация строится на взаимопонимании, общих установках и психологических стереотипами, диктующих необходимость совместной согласованной работы и взаимодействия для решения производственных, хозяйственных и социальных проблем.
|
|
Программируемая безличная координация осуществляется руководителем с использованием стандартных методов и правил работы в форме процедуры, плана или курса действий при часто повторяющихся проблем, координации. Примером такого подхода могут служить определенные сроки выполнения плана.
Индивидуальная координация используется для каждого работника отдельно. Есть два подхода:
– первый связан с тем, что координацией занимается руководитель, которому подчинены как минимум два подразделения. Он оценивает ситуацию и обеспечивает взаимодействие этих подразделений для решения общей проблемы. Если это не удается, руководитель использует свои полномочия и устанавливается процедуры будущего взаимодействия.
– второй подход – координация осуществляется специально назначенным координатором, в качестве которого могут быть:
1) руководитель по продукту;
2) руководитель проекта;
3) представитель заказчика;
Специальное бюро.
Этот подход используется не часто, но является эффективным, когда сумма «поджимает».
Групповая координация используется при решении вопросов координации на совещаниях групп - будь то регулярно заседают комитеты или специально создаваемые комиссии. В ходе обсуждения принимаются согласованные решения, касающиеся нескольких отделов, происходит полезный обмен мнениями всех участников групп. Комиссии часто являются единственным средством координации различных функций работают в разных подразделений. Каждый может высказать свое мнение по принимаемому решению, но никто не может принять его самостоятельно, не учитывая соображений своих коллег.