В результате гидравлического сопротивления систем впуска и выпуска и наличии в цилиндре остаточных газов действительное количество свежего заряда, поступающего в цилиндр за период впуска, будет всегда меньше того количества, которое могло бы заполнить рабочий объем цилиндра в условиях окружающей среды.
Оценка степени совершенства наполнения цилиндра свежим зарядом производится коэффициентом наполнения , представляющим собой отношение действительного количества заряда (в кг, m3 или кмоль) к тому количеству, которое могло бы заполнить рабочий объем Vh при давлении р0 и температуре Т0 окружающей среды.
Для четырехтактных двигателей:
На коэффициент наполнения влияют тактность двигателя, режимыработы, степень совершенства систем впуска и газораспределения, параметры поступающей рабочей смеси.
Значения коэффициента наполнения , для различных автотракторных двигателей при работе с полной нагрузкой находятся в пределах:
для двигателей с электронным управлением впрыска 0.80 – 0.96
для карбюраторных двигателей 0.70 – 0.90
для дизелей без наддува 0.80 – 0.94
для дизелей с наддувом 0.80 – 0.97