Конкурентный анализ отрасли включает в себя несколько разделов (этапов), которые рассматриваются ниже.
Определение главных экономических характеристик отрасли
Под отраслью понимается группа предприятий, чья продукция имеет общие потребительские характеристики и которые конкурируют на одном потребительском рынке.
В рамках этого этапа анализа необходимо получить ответы на следующие вопросы:
· размер рынка;
· темпы роста рынка и позиция отрасли в жизненном цикле (раннее развитие, быстрый рост, зрелость, насыщение, старение и стагнация, сокращение рынка и продаж);
· масштаб конкуренции (локальный, региональный, национальный, группа стран, глобальный);
· количество конкурентов и их сравнительные размеры;
· количество покупателей и их сравнительные размеры;
· наличие в отрасли вертикальной интеграции;
· легкость или сложность входа в отрасль и выхода из нее;
· темпы технического прогресса в отрасли;
· степень дифференциации продукции конкурентов (сильно дифференцирована, слабо дифференцирована или практически идентична);
|
|
· наличие фактора экономии на масштабах;
· является ли достигнутый уровень производительности критическим для снижения издержек;
· уровень рентабельности в отрасли в сравнении со средним в народном хозяйстве.
Движущие силы развития отрасли
Этот этап анализа должен дать понимание того, что движет развитием отрасли и в каком направлении она будет изменяться. Необходимо проанализировать следующие факторы:
· общеэкономические тенденции;
· изменение состава покупателей и способов использования традиционной продукции отрасли;
· появление новых продуктов с качественно другими характеристиками;
· изменения в технологии, новые возможности производить более высококачественную или более дешевую продукцию;
· маркетинговые нововведения, дифференциация продукции, появление новых методов распределения продукта;
· появление в отрасли новых крупных фирм или выход крупной фирмы из отрасли;
· распространение технологических знаний и секретов производства;
· растущий масштаб отраслевого рынка;
· государственное регулирование отрасли;
· изменения в издержках производства, например под влиянием изменения цен на сырье;
· демографические изменения;
· изменения социального характера или изменения стиля жизни;
· сокращение неопределенности и снижение рисков инвестиций в отрасль.