Гераклит из Эфеса (2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н.э.) - древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):
первоначалом всего сущего считал огонь;
вывел закон единства и борьбы противоположностей -
ключевой закон диалектики (-наиболее важное философское
открытие Гераклита); считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»); был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;
признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);
всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум;
выступал за материальность человеческой и мировой души; был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; движущей силой всех процессов считал борьбу: «война (борьба) есть отец всему и мать всему».
Пифагорейцы.
Пифагорейцы - сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н.э.). древнегреческого философа и математика:
первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести, к числу и измерить с помощью числа); выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеалистическим сознанием); считали единицу мельчайшей частицей всего; пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (четное -нечетное, светлое - темное, прямое -кривое, правое -левое, мужское - женское и др.).
Элеаты.
Элеаты - представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.
Наиболее известными философами данной школы являлись
Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский. Элеаты: изучали проблемы познания;
жестко разделяли чувственное познание (мнение, «докса») и высшее - духовное идеалистическое; были сторонниками монизма - выводили всю множественность явлений из единого первоначала; считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).