Смещение парадигм: от систем к историям

Может, эту работу лучше определить как мировоз­зрение9 Возможно, но даже этого недостаточно На­верное, это эпистемология, философия, личная пре­данность, политика, этика, практика, жизнь и так

далее

Майкл Уайт, 1995

Строго говоря, истории нет, есть лишь биография Ральф Уолдо Эмерсон, 1830

В этой книге рассказывается о том, как мы, два конкретных терапевта в рамках сообщества терапевтов, применяем две метафо­ры — "нарратив" и "социальный конструкт" — для организации своей клинической работы. Использование нарративной метафоры приводит нас к тому, чтобы видеть в жизни людей истории и рабо­тать с ними, чтобы пережить их жизненные истории, придав им значимый и завершенный характер. Использование метафоры соци­ального конструкта приводит нас к рассмотрению способов, с по­мощью которых социальная, межличностная реальность каждого человека сконструирована через взаимодействие с другими людьми и организациями, а также для того, чтобы сделать акцент на влия­нии социальных реальностей на жизненные смыслы людей.

Ведущая метафора — нарратив — имеет не меньшее значение. Метафоры, посредством которых мы организуем свою работу, ока­зывают сильное влияние как на то, что мы воспринимаем, так и на то, что мы делаем. Пол Розенблатт (1994) написал целую книгу, раскрывающую этот феномен в области семейной терапии. Он об­суждает такие метафоры, как семья как целостность, семья как си­стема, коммуникация и структура, описывая не только то, что высвечивает каждая метафора, но также и то, что за ней скрывает­ся, так как метафора направляет мышление и восприятие человека.

Например, когда нашей ведущей метафорой является "структу­ра", мы склонны рассматривать семьи как достаточно косные,


"геометрические" комбинации людей. Подобный способ мышле­ния привел к развитию таких полезных понятий, как "триангуля­ция" и "границы". Терапевты, использующие "структуру" как ве­дущую метафору, могут заниматься перестройкой, укреплением или ослаблением существующих структур. Они подходят к проблемам и их разрешению как своего рода плотники, архитекторы или скуль­пторы. Это способствует очень ясным, легко воспринимаемым и эффективным подходам к терапии.

Но иногда метафора структура не позволяет уделять достаточно внимания постоянно изменяющимся аспектам семейных взаимоот­ношений. Она может "заморозить" наши восприятия во времени и излишне упростить сложные взаимодействия. Она может побу­дить нас обращаться с людьми как с объектами, тем самым дегу-манизируя терапевтический процесс. В каждой организующей метафоре есть свои плюсы и минусы.

Поскольку применяемые метафоры влияют на то, как мы смот­рим, слушаем и чувствуем, мы тщательно их обдумали, прежде чем сделать выбор. Здесь мы хотели бы поместить свой выбор в контекст собственного терапевтического опыта.

Мы (Combs & Freedman, 1994b) присоединились к группе тера­певтов и теоретиков терапии (напр., Anderson & Goolishian, 1988, 1990а; Gergen, 1985; Hoffman, 1990; White & Epston, 1990; Zimmer­man & Dickerson, 1994a), выбрав метафоры нарратива и социаль­ного конструкта, а не метафору систем*, которая в течение после­дних десятилетий была своего рода теоретической базой семейной терапии.

Метафора "системы" сослужила полезную службу. Она дала нам ценную возможность обсуждать процессы, посредством которых люди соединяются в паттерны, выходящие за пределы их индиви­дуальных тел. Работа с такими процессами и паттернами взаимо­связи была отличительной чертой семейной терапии. Но точно так же, как идея индивидуальной психики и индивидуального тела некогда ограничивала нашу способность концептуализировать пси­хику и работать с ней как с межличностным феноменом в семей­ных системах, идея "семейных систем" теперь может ограничить нашу способность размышлять о потоке идей в более широком куль­турном контексте.

Нам кажется, что вы лучше поймете историю о том, как мы были очарованы метафорами "нарратив" и "социальный конструкт", если

*Обсуждение метафоры систем и способов ее применения см. de Shazer (1991, глава 2) и Auerswald (1987)


мы сначала расскажем, как работали, когда нашей ведущей мета­форой были "системы".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: