Ассоциативные методы

Для активизации поиска новых идей применяются так называемые ассоциативные методы (аналогии, фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций).

Процесс поиска новых идей с помощью ассоциативных методов осуществляется путем поиска аналогов совершенствуемого объекта, переноса знаний из одной области в другую, интерпретации нового посредством известных понятий и т.д. В связи с этим в творческом процессе достаточно эффективно используются такие источники генерирования новых идей, как ассоциация, метафора и аналогия.

Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при которой одно представление вызывает другое. Метафора означает перенесение свойств одного предмета (явления) на другой объект на основании общего для обоих признака. Аналогия отражает сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах.

Рисунок модели одежды, обуви, головного убора – это готовый результат художника-модельера, тогда как на стадии замысла модели он облекает свои идеи в словесную форму, которая вызывает определенные ассоциации. Последние разделяют по сходству, контрасту, смежности и смыслу.

М. А. Скирута и О. Ю. Коммисаров выделяют ассоциации по сходству, контрасту и цвету [102].

Ассоциация по сходству – это материал для эвристической аналогии. Например, прообразом домашней туфли (рис., а) послужила нахохлившаяся птица, выходной туфли (рис., г) – головное оперение птицы, полуботинка (рис., б) – лежащая собака, выходных туфель (рис., е, ж) – соответственно, рыба и бабочка.

Рис 2. Аналогия в модельных решениях обуви

Ассоциации по контрасту – это материал для эвристической инверсии. Например: классический – современный; оригинальный –ортодоксальный; модный – старомодный; утонченный – грубый; ярко индивидуальный – заурядный; спокойный – деятельный; скромный –роскошный; юный – взрослый; небрежный – официальный; мужественный – женственный; изысканный – вульгарный; простой – яркий; сухой –очаровательный; интернациональный – в национальном стиле; простой и со вкусом – обильно украшенный; мешковатый – подтянутый; полный – тощий и т.д.

В ассоциации по цвету широко используется психологическое воздействие цвета на человека, а именно:

- красный цвет психофизиологически наиболее активно воздействует на человека, стимулирует его психическую деятельность, активизирует реакции, поэтому используется для кратковременной активизации деятельности; продолжительное воздействие при больших угловых размерах поля зрения вызывает сенсорное утомление и спад активности; плохо виден при слабой освещенности;

- оранжевый цвет стимулирует нервно-мышечную деятельность, способствует психологическому контакту с окружающей средой, при большой насыщенности вызывает ощущение угрозы, поэтому применяется в качестве сигнала предупреждения;

- желтый цвет ассоциируется с солнечным светом, действует возбуждающе, способствует впечатлению уюта и чистоты помещения, стимулирует внимание, обеспечивает психологический контакт с окружающей средой. Однако слишком интенсивный желтый цвет утомляет глаза; в соединении с черным цветом используется в сигнальной окраске для обеспечения безопасности движения;

- зеленый – цвет травы, деревьев; благоприятно действует на зрение, снижает нервную усталость, способствует бодрому настроению, стимулирует деятельность;

- голубой цвет ассоциируется с небом и водой, снижает возбуждение, успокаивает; 

- синий цвет психологически вызывает ощущение спокойствия, создает благоприятную обстановку для умственной деятельности, снижает ощущение умственного утомления;

- фиолетовый и желто-зеленый цвета снижают напряжение; рекомендуются для помещений, где по характеру деятельности требуются тонкое восприятие и наблюдательность;

- белый цвет ассоциируется с чистотой, стимулирует поддержание порядка;

- темные цвета, в том числе черный, вызывают пессимистическое настроение, чувство угнетения, тяжести, снижают эффективность освещения; черный цвет весьма подходит для создания контрастов; предметы, окрашенные в черный цвет, кажутся более тяжелыми.

Применение ассоциаций, метафор и аналогий помогает находить подсказки решения различных задач. Это свойство ассоциаций, метафор и аналогий и послужило основой для создания ассоциативных методов активизации творческого мышления.

В качестве примера рассмотрим метод фокальных объектов и покажем возможность применения его к поиску новых решений в легкой промышленности. Название метода определяется тем, что предмет (объект), который совершенствуется, как бы берется в фокус нашего внимания. Идея метода состоит в том, что если на совершенствуемый объект перенести признаки других, случайно выбранных, объектов, то резко возрастает число неожиданных вариантов решения. Метод дает хорошие результаты при поиске новых модификаций известных предметов, устройств, способов, а также при поиске новых модельных решений в одежде, обуви и других изделиях. Кроме того, он может быть использован для поиска новых инженерных решений, позволяющих расширить функциональные возможности обуви и одежды, и для тренировки творческого воображения (упражнения типа: какой будет одежда или обувь в середине XXI в.? чем она будет принципиально отличаться от современной одежды или обуви? как будет развиваться технология изготовления одежды или обуви?).

Сущность метода состоит в перенесении признаков случайно выбранных объектов на совершенствуемый предмет, что приводит к резкому увеличению числа оригинальных вариантов решения задачи.

Алгоритм метода фокальных объектов определяет следующий порядок действия:

- выбор фокального объекта (например, женский головной Убор);

- выбор трех-четырех случайных объектов (их берут наугад из словаря, каталога, журнала и т.д.; например, самолет, сцена, пляж и цветок);

- составление для каждого случайного объекта признаков, их характеризующих (например, самолет: реактивный, спортивный, птицекрылый, космический и т.д.; сцена: большая, провинциальная, театральная, «раковина», летняя и т.д.);

- генерирование идей путем присоединения к фокальному объекту признаков случайных объектов (например, летний головной убор, театральный, спортивный, птицекрылый, космический, головной убор в форме «раковины» и т.д.);

- развитие полученных сочетаний путем свободных ассоциаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: