Характерно:
- Повсеместный переход к губернаторским выборам. Рос модель ц-р начинает напоминать американскую: сильная власть Президента сбалансирована с избранными на местах губернаторами. Однако, ц продолжал быть сильнее в связи с особым статусом Президента и существованием полпредов. Это введение в 1996 стало «отложенной» инновации, предусмотренной еще в 1991. По итогам выборов 1996 выборные губ были в 78 регионах. Последние – Кемеровская обл лишь в окт 1997. В республиках – Алтай (1997), Удмуртия лищь в 2000. Модель выборного губ была закреплена обязательной в ФЗ лишь в 1999.
Исходя из выше перечисленного можно говорить о смещении баланса в сторону регионов. Поэтому ц власть ищет противовесы:
Полпреды.
*Президент своим указом расширял их полномочия.
*Изменение кадровой политики при назначении полпредов. Новый критерий при назначении – собственное влияние в регионе и принадлежность к другой группе интересов, чем губернаторская.
* Расширение географии деятельности полпредов. В 1998 почти во всех республиках, кроме Татарстана, Башкирии и Якутии.
|
|
2. Качественное изменение на h местной власти. Ранее главы м.с назначались губернаторами – теперь выборность.
- Усиление роли губернатора. Центр против. Ищут выходы. Идея Примакова вновь назначать или избирать рег зак собранием по представлению Президента.
Модель ограниченной губернаторской власти 2000—2004 гг. (модель Путина).
- Смещение баланса в сторону центра. Стимул – смена Президента.
Новые противовесы рег власти:
* Значительно усилен и реформирован институт Полпредов Президента. В мае 2000- создание ФО. Под контролем полпредов оказываются обширные территории. Смысл реформы – усилить полпредов как институт централизованного президентского контроля и упростить формат работы центра с полпредами.
F Полпредов:
1. Контроль за выполнениями решений фед центра, ФЗ и иных НПА на территории регионов.
2. Координация фед органов исп.власти. С полпредом согласуются кандидатуры федеральных гос.служащих, что усиливает влияние на кадровую политику центра в регионах.
3. F медиатора. Отвечает за взаимодействие федеральных структур с региональными властями.
* Впервые в июле 2000 были введены нормы федерального вмешательства, позволяющие Президенту отстранять от должности губернаторов и инициировать роспуск рег законодательных собраний.
- Тенденция к созданию симметричных отношений. Между ц и рег, и между рег и муниц образованиями.