В России используется либеральный принцип разграничения полномочий при наличие сферы совместного введения центра и S РФ (ст. 72, 73).
Особенностью России является наличие сферы совместного ведения центра и S РФ. При этом по вопросам совместного введения принимаются ФЗ, которые имеют верховенство на всей территории России. Эти законы можно назвать рамочными, тогда как регионы вправе их конкретизировать. В тоже время реальной практике определяемые этими законами рамки могут быть весьма узкими, не оставляя места для региональной компетенции. Таким образом, в России в рамках сферы совместного ведения происходит постоянная трансформация текущего баланса ц - р.
Разграничение полномочий в России осуществляется с помощью правовых актов разного типа:
1. Конституция РФ
2. Федеративный договор 1992 года (данный договор фактически почти не используется в этом качестве)
3. Индивидуальные договора о разграничении предметов ведения полномочий. С помощью таких договоров регионы могу получить больший объем полномочий в сфере совместного ведения.
4. ФЗ, которые конкретизируют полномочия ц – р в рамках совместного ведения. Детализируют полномочия в сфере совместного ведения. В то время как практика заключения индивидуальных договоров сведена к min.
В России обеспечивается соблюдение принципа иерархий уровней власти по вопросу разграничения полномочий:
1. Принцип прямого действия в отношении законов, принятых по предметам ведения федерального центра.
2. Принцип не противоречия региональных законов федеральным по вопросам совместного ведения. К прямо говорит, что в случае противоречий в данной ситуации действует ФЗ.
3. Принцип самостоятельного правового регулирования в регионах по вопросам региональной компетенции. В этом случае предполагается верховенство федерального законодательства над региональным.
Специальное законодательство о разграничении формируется в России только с 99 года. В 1999 году был принят ФЗ «о принципах и порядке разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос. власти РФ и органами гос. власти S РФ».
С июля 2003 года данный закон был отменен, поскольку вопросы разграничения полномочий регламентированы другим ФЗ «об общих принципах организаций законодательных, представительных и исполнительных органов гос. власти S РФ».
Полномочия федерального центра определяются в соответствии с распространенной в мире практикой:
1. Внешняя политика и национальная безопасность. В ведения федерального центра находится внешняя политика и международная политика, заключение международных договоров. Определение статуса и защиты гос. границы. Вопросы обороны и безопасности, w и мира, оборонного производства, продажа и покупки оружия. К сфере совместно ведения относятся: частные вопросы внешней политики, которые могут затрагивать вопросы региона (выполнение международных договоров, координация внешних экономических связей S РФ)
2. Основы политического режима. Федеральное законодательство, устройство федеральной власти, функционирование России как единой политической системы находится в исключительной компетенции центра. Вопрос российского гражданства находится в исключительной компетенции центра, так же регулирование и защита прав и свобод человека, а так же национальных меньшинств. В сфере совместной компетенции находится: осуществление общих принципов организации органов местных органов власти. Так же входит защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей, а так же обеспечение законности и правопорядка общественной безопасности.