Типологические характеристики транспортной системы России

Обычно различают несколько основных конфигурационных типов транспортной сети: радиальную (одноцентровую и многоцентровую), ортогональную, древовидную, ассоциирующихся с железнодорожным и автомобильным видами транспорта. В радиальной (одноцентровой или многоцентровой) сети магистрали расходятся лучеобразно от одного или нескольких центров. Для ортогональной сети характерно одновременное развитие широтных и меридиональных направлений, а древовидная напоминает своим видом очертания речной системы с притоками и притоками притоков.

Естественно, что конфигурационные типы в «рафинированном» виде почти не встречаются. Однако их преобладание часто бросается в глаза. Например, железнодорожная сеть Франции в основном относится к одноцентровому радиальному типу («все дороги ведут в Париж»). Это отражает большую степень политической и хозяйственной централизации страны и доминирующую роль Парижа в эпоху железнодорожного строительства. Напротив, для Германии характерен многоцентровой тип железнодорожной сети. Это связано с политической и экономической раздробленностью феодальной Германии (объединенной, как известно, лишь Бисмарком с помощью «крови и железа») и обособленным строительством железных дорог в Баварии, Саксонии, Вюртемберге и т.д. Железнодорожные участки многих слаборазвитых стран напоминают древовидные очертания.

Обращение к железнодорожной сети России показывает, что здесь можно обнаружить практически все вышеупомянутые конфигурационные типы. Так, Москва, Санкт-Петербург, Брянск – ярко выраженные центры радиальных дорожных систем, на Южном Урале четко прослеживается ортогональный конфигурационный тип, а в Сибири и на Дальнем Востоке легко можно обнаружить элементы древовидного типа.

Транспортная система России также относится к транспортным системам стран с переходной экономикой. В настоящее время она перестраивается с целью адаптации к условиям функционирования мировой транспортной системы и делает попытки интеграции с европейскими транспортными системами. По региональному критерию транспортная система России относится к системе СНГ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: