Преимущества участия в виртуальном рынке

Для производителя Для потребителя
Сокращение затрат на сбыт, рекламу и содержание розничной сети Снижение цены (фактически продукция реализуется в розницу по оптовым ценам)
Уменьшение затрат на хранение запасов готовой продукции при поставках “под заказ” Возможность индивидуализации товара (покупка продукции с заранее оговоренными особенностями и изменениями)
Создание собственного информационно-экономического пространства Упрощение процедуры совершения сделки купли-продажи
Оптимизация системы обеспечения производственными ресурсами (электронный рынок предоставляет технологию координации хозяйственных связей предприятий за счет оптимального сочетания надежности и гибкости связей с поставщиками) Увеличение выбора

Наиболее четко преимущества электронного рынка иллюстрируются примерами, находящимися на разных полюсах стандартизации. Понимая стандартизацию как возможность индивидуальной настройки товара под нужды потребителя, к наиболее стандартизованным товарам следует отнести продукцию, потребительская стоимость которой не может быть изменена путем доработки или модификации. При поставках товаров абсолютно одинакового качества единственным путем борьбы за потребителя является ценовая конкуренция. На современном электронном рынке таким товаром являются книги, компакт-диски и т.п.

Выход на книжный рынок в 1997-1998 годы электронных компаний с их низкими издержками привел к снижению цен в среднем на 30-40 %.

На другом полюсе стандартизации находятся компьютеры, программное обеспечение и автомобили. Применение Интернет-технологий при торговле этими видами продукции дает ощутимое снижение стоимости оформления и выполнения заказов.

Затраты на оформление документов при продаже автомобилей Toyota через Интернет снизились с 57 долл. до 14 центов. Корпорация Ford экономит 2 млн. долл. в год за счет закупок компьютеров на сервере компании Dell. Компания Cisco Corp., производитель телекоммуникационного оборудования, более 40% выручки получает от заказов, полученных в Интернет, экономя при этом более 240 млн. долл. по сравнению с традиционной технологией оформления заказов.

Основная задача предприятия в условиях сетевой экономики – расширение своего информационно-экономического пространства. Первым шагом на этом пути является формирование корпоративных информационных сред. Создаваемые внутрифирменные и корпоративные информационные сети исторически являются предшественницами глобальной сетевой среды. Удачное использование информационных технологий превращает организацию в сетевую структуру, что дает ей новое качество, статистически прямо не сопоставимое с ее предшествующей традиционной формой существования. Главный выигрыш от этого состоит в улучшении использования всех ресурсов организации, в повышении ее гибкости и адаптивности к внешним и внутренним проблемам, в повышении качества принимаемых решений, и как следствие – более высокая конкурентоспособность.

Процессы превращения традиционных организаций в сетевые структуры охватывают сегодня всю иерархическую вертикаль в экономике. Сетевая модернизация в той или иной степени затрагивает как нижний уровень экономики, состоящий из отдельных фирм, так и образуемые ими финансово-промышленные группы, международные объединения, целые рынки. На практике процесс сетевой модернизации существующих организаций означает, как правило, активное использование информационных технологий и уменьшение доли традиционных командно-иерархических форм управления за счет повышения доли коллективных форм.

Рис. 2.1. – Модель участия предприятия в глобальной
сетевой экономике.

Организация сетевых связей дает существенные преимущества при ведении хозяйственной деятельности как во внутрифирменном пространстве, так и при создании виртуальных корпораций (табл. 2.2). Полномасштабная модель участия предприятия в сетевой экономике можно представить следующим образом (рис. 2.1).

Особенности сетевой экономики состоят в том, что в случае неготовности предприятия вступать в полном объеме в корпоративную среду, существует возможность создания виртуальных корпораций, объединенных только на метарынках Интернет. Таким образом, предприятие может быть участником одного материального и нескольких виртуальных корпоративных объединений, формируя свое собственное информационно-экономическое пространство.

Объединившись в виртуальную корпорацию, крупные компании и предприятия могут осуществлять через Интернет связь со штаб-квартирой, отделениями, филиалами, расположенными в разных регионах, а также со своими зарубежными представительствами. В данном случае Интернет предстает как естественное развитие локальных сетей компаний. Скрытая выгода от этого заключается в том, что нет необходимости в едином стандарте для внутренних сетей, если они имеют шлюз в Интернет. Виртуальная корпорация предъявляет гораздо более слабые организационные требования к участникам, но вместе с тем позволяет реализовать все преимущества единого информационно-экономического пространства для предприятий: замкнутая цепочка производственно-торговых операций, минимальный риск доверия, способность противостоять монополиям в сети, коллективный маркетинг.

Таблица 2.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: