Коммуникативный ресурс в управлении

Организация коммуникативного пространства становится основой эффективности и жизнеспособности организации, потому что коммуникация является средством, с помощью которого достигается единство организации в достижении общей цели. Коммуникация как ресурс обладает специфическими характеристиками, представленными в табл. 3.1.

Особые свойства коммуникативного ресурса изменяют многие экономические тенденции, закономерности и требуют серьезного изучения [88].

1. Материальная/нематериальная природа. Сопоставление традиционного ресурса с коммуникативным показывает, что первый характеризуется, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как для знаний и информации характерны нематериальные потоки и запасы.

2. Ограничен/не ограничен пространством. Традиционные ресурсы потребляются, как правило, в определенном месте, ограниченном пространстве. Коммуникативный ресурс, воспроизводимый людьми, не ограничен: коммуникация может происходить в нескольких местах одновременно.

3. Отчуждаем/не отчуждаем. Приобретенные одним человеком знания и информация никоим образом не уменьшают способности другого человека приобрести их столько же. Обмениваясь информацией, вы остаетесь ее собственником в любом случае.

4. Убывающая/возрастающая полезность. Коммуникация становится источником новых знаний. В организациях со сложной структурой и рассредоточенной рабочей силой деятельность команд, работающих над отдельными проектами, в значительной степени зависит от знаний и опыта их членов. Но когда необходимые знания доступны всем служащим компании, зависимость результатов труда от конкретных людей уменьшается, и работа над проектом может продолжаться даже в случае ухода основных сотрудников. Возрастающую полезность коммуникативного ресурса и его возрастающую предельную производительность характеризует эффект сетевого взаимодействия. Чем больше участников коммуникационного процесса, тем больше ценность каждого контакта. Чем больше коммуникационных контактов, тем больше полезность и соответственно экономический эффект от каждого отдельного контакта. Возникает своего рода положительная обратная связь, когда все участники коммуникации заинтересованы в расширении этой сети и получают прирост эффекта от такого расширения. При управлении коммуникацией мы сталкиваемся с внешним эффектом (экстерналией), который также проявляется в сетях и характеризует использование интеллектуаль ного капитала организации. Заботясь о своей репутации, собственники и менеджмент компании обеспечивают стабильный инвестиционный климат, приток квалифицированных кадров, завоевывают расположение потенциальных потребителей.

5. В процессе использования происходит уменьшение/увеличение стоимости. Знание вырабатывается каждый день и его стоимость растет. Каждый вид экономической деятельности производит информации и знаний больше, чем в состоянии потребить. Кроме того, знания увеличиваются, если они передаются, тиражируются и используются, и наоборот, если знания не используются, они уменьшаются и разрушаются. Этим они отличаются от физических элементов капитала, которые чем больше используются, тем больше изнашиваются, уменьшая свою стоимость.

6. Тиражируется с большими/малыми затратами. Чтобы сделать еще один автомобиль, необходимо затратить почти столько же труда и капитала, сколько было затрачено на производство предыдущего автомобиля. Затраты на производство первого экземпляра, распределенные на совокупный выпуск всей серии, в расчете на один автомобиль, составляют относительно небольшую величину. При тиражировании коммуникативного ресурса ситуация обратная.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: