Тенденции развития современных коммуникационных технологий

Тенденция усиления безграничного господства инфокоммуникаций в современном мире, их широкое применение в социально-экономической сфере стала одной из наиболее ярких на рубеже XX–XXI вв. «Новые коммуникации изменят все» [73], не только экономику, но все области жизнедеятельности человека за счет более эффективного использования информационных потоков, знания и соответствующего преодоления времени. Процессы передачи, переработки и использования возрастающих объемов информации привели к становлению и развитию новой коммуникационной среды, не имеющей каких-либо ограничений в своем развитии благодаря сетевому устройству. В этом новом инфокоммуникационном пространстве возможно формирование нужной инфокоммуникационной инфраструктуры для любой организации вне зависимости от ее масштабов и месторасположения. Принципиальные изменения в механизмах взаимодействия на организационном уровне неизбежно приводят в движение систему менеджмента и требуют адекватной перестройки принципов, форм и методов управления.

Технологический прогресс будет опираться на сложившиеся в конце XX в. закономерности:

• сохранение темпов развития инфокоммуникационных технологий;

• выдвижение знания и информации на ключевые позиции в экономическом базисе;

• расширение границ самой реальности благодаря новым технологиям организации коммуникативного взаимодействия в инфокоммуникационных средах сетевого типа;

• усиление влияния на экономику и методологию управления инфокоммуникаций.

В условиях доминирования знаний в моделях общественного развития становятся типичными процессы разрушения традиционных управленческих практик в организациях инновационного типа. Прогрессивность этих процессов обусловлена созданием новых конкурентных преимуществ в рамках инновационных стратегий организационного развития. В экономической сфере существенно трансформируются системы и каналы распределения продукции, ликвидируя множество ненужных посреднических звеньев и структур и создавая новые виртуальные структуры и каналы. Подобного рода радикальные изменения инициируются эффектами уничтожения расстояния, сжатия временных параметров и пренебрежения географическими характеристиками. Виртуальность инфокоммуникационной среды и формируемых в ней новых каналов распределения не подменяет реальности экономической деятельности, осуществляемой посредством данной среды. Каналы коммуникаций в информационных сетях имеют интерактивную природу, предопределяющую: неисчерпаемость их потенциала; возможность перехода от пассивных схем распределения продукции к активным системам, креативному началу в процессе производства. Вместе с тем, своеобразная гомогенизация времени достигается сетевой конфигурацией инфокоммуникационного пространства и непосредственно сочетается со снижением значения пространственного положения организации. Любая деятельность с использованием подключенных к сети компьютеров может осуществляться в полноценном варианте практически в любой точке мира в любое время года, и даже круглосуточно без каких-либо перерывов, поэтому происходит сжатие пространственно-временного континуума. В результате существенная экономия издержек и как следствие неизбежная децентрализация работ в условиях глобализации экономики востребуют перестройку структурного построения организации и ускорят переход от иерархических способов вертикального устройства к плоскому, горизонтальному.

Процессы небывалого ускорения изменений, практически мгновенных трансформаций актуализируют решение ряда важных задач организационно-управленческого характера. Прежде всего, это необходимость расширения горизонта организационного будущего и стратегический подход к развитию самой организации. Далее речь должна идти о превентивных действиях при реализации стратегических программ развития с учетом их уточнений, корректировок и даже полных переработок. В связи с ^ (им встает проблема понимания, что информация и знания о будущем становятся предпосылками для успешных преобразований, осуществляемых сегодня. Для этого необходимо получение конкретных данных с целью уточнения или изменения предположений о будущем. Таким образом, использование достижений развития инфокоммуникационных технологий в социально-экономической сфере позволяет успешно прогнозировать возможные варианты стратегического развития организации, базирующиеся на управленческих новациях. При этом их взаимообусловленность содействует приобретению новых конкурентных преимуществ. Более того, сами управленческие технологии, опирающиеся на инфокоммуникационные технологии, способны стать новым конкурентным продуктом на рынке нововведений, поскольку востребованность организационных нововведений необычайно высока. В составе инфокоммуникационного сектора выделяют:

• стационарную телефонную связь;

• мобильную телефонную связь;

• Интернет;

• персональные компьютеры.

В соответствии с компонентным составом важно исследовать структурные пропорции, характерные для современного этапа. Речь идет о том, что темпы роста пользователей мобильной связи значительно превышают темпы роста стационарной телефонной связи. Кроме того, стремительно увеличивается число пользователей интернет-ресурсов.

В современном развитии инфокоммуникационных технологий выделяют ряд направлений, каждое из которых отличается экономическим содержанием (рис. 3.1).

Рассмотрим подробнее содержание перечисленных выше направлений.

Системное направление развития инфокоммуникаций задается следующими векторами:

1) глобализация – создание глобальных инфокоммуникацион-ных сетей и систем;

2) персонализация – обеспечение каждого абонента персональным номером и доступом к информационной сети в любой точке мира;

3) мобильность – обеспечение абонента связью и предоставление ему инфокоммуникационных услуг даже при движении, в любом транспортном средстве;

4) интеллектуальность – повышение интеллекта информационных сетей, систем и терминалов (возрастание уровня функциональных и операционных возможностей, уровня управления и повышения качества);

5) конвергенция – взаимопереплетение связи и информатики, а также инфокоммуникационных служб и услуг;

6) электронная экономика – новое направление в экономике, обусловленное развитием инфокоммуникаций (Э-торговля, Э-коммерция).

Технологическое направление развития инфокоммуникаций задается следующими векторами:

1) широкополосность – непрерывное повышение скорости передачи сигналов информации;

2) мультимедийность–предоставление абоненту широкого спектра услуг на базе высоких скоростей передачи сигналов, включая речь, данные, графику, видео и др.;

3) динамизм развития – рост нетелефонного трафика (уже в ближайшие годы он может превысить телефонный);

4) интеграция – использование терминалов различного рода, включая персональные компьютеры, путем объединения в единый интегральный терминал абонентов;

5) качество услуг–основной параметр инфокоммуникаций будущего (в результате постепенного уменьшения стоимости оборудования некоторые технологии с низким качеством услуг просто исчезнут);

6) универсальность услуг – предоставление абоненту базового набора услуг в любом месте, в любое время, с хорошим качеством, по доступной цене.

Структурное направление развития инфокоммуникаций задается следующими векторами:

1) демонополизация – создание конкурентной среды между традиционными и новыми операторами, между операторами и провайдерами услуг;

2) альянсы – партнерские объединения и союзы между всеми представителями инфокоммуникационного сектора экономики (производителями оборудования, операторами, провайдерами услуг, телевизионными и радиовещательными корпорациями и др.);

3) дивергенция – разделение крупных, создание новых малых операторов, поглощение малых операторов крупными и т.п.;

4) структуризация и перестройка инфокоммуникаций – комплекс мер, направленных на совершенствование отрасли в соответствии с современными требованиями с учетом тенденций и закономерностей развития инфокоммуникационных технологий.

Экономическое направление развития инфокоммуникаций задается следующими векторами:

1) рост доходов и прибыли – обеспечивается за счет увеличения числа абонентов и введения новых услуг при эволюционном снижении стоимости компьютерной техники и тарифов на новые услуги;

2) введение повременного учета – одна из мер обеспечения инфокоммуникационного развития;

3) гармонизация тарифов в соответствии с общемировыми тенденциями.

Правовое направление развития инфокоммуникаций задается разработкой законодательной базы регламентирования правовых отношений:

1) между пользователями и операторами (поставщики услуг);

2) между различными операторами, действующими на общей сети;

3) между операторами различных стран;

4) между государством, операторами и пользователями услуг.Анализ современных направлений развития инфокоммуникаций

позволяет предположить, что сохранятся следующие тенденции:

• интенсивное по размаху развитие и применения инфокоммуникационных технологий в экономике и системах управления;

• создание сетевых и виртуальных организаций;

• развитие управленческих новаций на базе инфокоммуникаций;

• становление новой информационной экономики, требующей адекватной системы менеджмента.

ФОРМЫ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ

К деловым коммуникациям относятся беседы, совещания, собрания, переговоры, конференции, разнообразные деловые встречи, обеспечивающие эффективность как внутренних, так и внешних взаимодействий.

Особенности каждой формы деловой коммуникации определяются следующими критериями: цель проведения (зачем); участники (кто, с кем, для кого); регламент (как долго); коммуникативные средства реализации намерений (как); организация пространственной среды (где); ожидаемый результат (какой, что «на выходе).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: