Роль коммуникаций в менеджменте

Современные управленческие технологии имеют огромное значение для совершенствования процессов на предприятии, оптимизации взаимодействия его сотрудников, коллег, партнеров. Особое место здесь занимают коммуникации и связи:

• между предприятием и его внешней средой – поставщики, конкуренты, покупатели, клиенты, партнеры, государственные учреждения и ведомства, экономические, политические, международные факторы, культура, традиции, мораль и т.п.;

внутри предприятия – между уровнями управления в нем и его подразделениями, между сотрудниками, межличностные, формальные и неформальные, определяющие организационную и профессиональную культуру, этику взаимоотношений и т.п. Коммуникации и связи важны для повышения эффективности процессов управления и принятия необходимых для этого грамотных решений, которые сначала в виде идеи выступают в коммуникационном процессе. Такой процесс, включающий в себя выбор альтернативного решения из набора возможных его вариантов, всегда содержит в себе творческое начало. В то же время все виды управленческой деятельности основаны на обмене соответствующей информацией и знаниями, поэтому коммуникации называют связующими процессами.

Наиболее значимые и масштабные тенденции современности – процессы динамичного развития информатики и связи, осуществление которых происходит в условиях выраженной конвергенции. Конвергенция рассматривается не просто как сближение или схождение, а как взаимовлияние, взаимодополнение и взаимопроникновение этих процессов, выступающих в форме единого и целостного инфокоммуникационного процесса. Его проявление выражается в самом разностороннем и практически повсеместном распространении инфокоммуникационных технологий, базирующихся на информационных, компьютерных, телекоммуникационных технологиях. Это требует развития информационных сетей, систем и средств путем неограниченного видового разнообразия инфокоммуникационной техники, аппаратурного исполнения, программного обеспечения, включая все существующие направления компьютерной индустрии. Удивительным можно считать гениальное предсказание К. Кобаяши зарождения данного процесса еще в 1980-х гг. в выдвинутой им концепции конвергенции связи и вычислительной техники, получившей название «С&С» (Computer and Communication) [73]. С развитием процессов автоматизации концепция Кобаяши дополнялась с учетом особенностей процессов информатизации. В целом конвергенция в наступившем тысячелетии проявляется в новом ключе, когда вектор инфокоммуникационного развития общества и экономики задает приоритетные направления технологического прогресса.

Предопределяющий характер инфокоммуникационных процессов, проявляющийся в широчайшем применении новых инфокоммуникационных технологий во всех областях жизнедеятельности человека, наглядно подтверждает происходящую смену парадигмы развития общества. Свидетельством современных парадигмальных преобразований выступает цепочка технико-технологический изменений в области коммуникаций, содействующая интерактивности. Интерактивный режим работы рассматривается исследователями как диалог человека с ЭВМ, при котором на запрос пользователя компьютером ответ из системы поступает практически немедленно [73, 81]. Сетевые механизмы в процессе сочетания компьютерных и телекоммуникационных технологий предоставляют пользователям безграничные возможности осуществления взаимодействия и общения в режиме реального времени в планетарных масштабах, пренебрегая географией и расстояниями.

Это означает, что современные коммуникации приобретают новые черты:

• телеинтерактивность на базе соединения телекоммуникаций и инфокоммуникационных технологий;

• новые условия осуществления взаимодействия и общения, преодолевающие расстояния и время;

• новые возможности реализации взаимодействия и общения;

• улучшение совместной деятельности, обнаруженное в экономии времени и снижении трансакционных издержек. Интерактивный режим работы создает условия для кардинального перехода общечеловеческой деятельности на принципиально новый, более высокий уровень, характеризующийся доминантой партнерства, сотрудничества, продуктивности взаимодействия. Возникающий мультипликативный эффект оказывает определяющее влияние на социально-экономическую сферу и все протекающие в ней процессы – как рабочие, так и управленческие. Например, в системах управления и соответствующих процессах происходит установление диалога субъекта управления с объектом управления на базе создания интерактивного двустороннего коммуникационно го канала, преобразующего прежний и дополняющего его функцией непрерывного взаимодействия участников процесса управления.

Интерактивность преобразует не столько каналы коммуникаций, сколько функционирование системы управления в целом. Разнообразное использование инфокоммуникационных технологий приводит к видоизменению принципов менеджмента, форм, методов и средств управления. Происходит также смена приоритетов основных функций управления, что в свою очередь перестраивает сам процесс управления. Принцип интерактивного взаимодействия выдвигает на первый план функцию координации. Наиболее актуальными становятся задачи обеспечения слаженности работы, гармонизации взаимодействия персонала в масштабах организации и синхронизации рабочих и управленческих процессов. В ходе движения системы управления в направлении синхронизации видоизменяется социально-экономическая среда, образующая «начинку» организации, и, как следствие, отношения в ней персонала как непосредственных участников внутриорганизационных рабочих и управленческих процессов. Наиболее существенными являются следующие трансформации:

• изменение значения и приоритетности ресурсов;

• изменение традиционных и возникновение новых видов деятельности людей;

• изменение форм, средств, способов и систем организации труда;

• изменение пространственно-временного континуума человеческой деятельности, следовательно, интеллекта и культуры человека;

• изменение динамики результатов человеческой деятельности;

• изменение среды управления рабочими процессами;

• изменение характера взаимозависимости работника и работодателя и отношения к организационному статусу;

• изменение форм, методов и средств общего и прикладного менеджмента.

Указанные выше изменения в теории и практике менеджмента сформировались под воздействием следующих основных факторов:

• рост масштабов применения инфокоммуникационных технологий в системах управления;

• увеличение продуктивности информации и знаний;

• преобладание умственного труда над физическим;

• смещение центра тяжести в сферу творческой и интеллектуальной деятельности персонала;

• объединение всех рабочих мест в организации посредством единой инфокоммуникационной среды;

• сетевой принцип взаимодействия работников;

• сжимание континуума «пространство – время».

В ресурсном потенциале структурные сдвиги происходят в сторону повышения значения информации и знаний как одних из наиболее производительных ресурсов для различных внутриорганизационных процессов (рабочих и управленческих).

Перестройка внутриорганизационного пространства в виде единой инфокоммуникационной среды влечет за собой модификацию системы трудовых отношений. Развитие сетевых архитектур взаимодействия по-новому определяет место, содержание и пространственно-временной регламент работы. Сетевое партнерство преобразует работу в творческое взаимодействие, а интеллектуализация рабочих и управленческих процессов с использованием новейших достижений в развитии инфоком-муникационных технологий формирует новую профессиональную и организационную культуру с креативным поведенческим ядром.

Трансформация рабочих и управленческих процессов, взаимодействие их участников друг с другом и управление ими осуществляется в ином, как бы сжатом, континууме «пространство – время» из-за отсутствия ограничений в организации сетевого взаимодействия в инфокоммуникационной среде. Для обеспечения быстрого, обоснованного и безошибочного управленческого решения в спрессованном пространственно-временном континууме необходимо наличие соответствующей инфокоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей менеджмент «опережающей» информацией и быстрым принятием на ее основе адекватных и эффективных управленческих решений.

Из рассмотренных инфокомуникационных факторов наиболее существенным является фактор преобладания интерактивности с использованием инфокоммуникационных технологий в управлении. Управленческие технологии выступают как инструменты, которые можно и нужно применять, и как процессы, которые необходимо разрабатывать, поскольку они становятся новейшими конкурентными преимуществами современной организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: