Памятные знаки — это элементы культурного ландшафта, созданные в
результате целенаправленной деятельности по мемориализации и музеефика-
ции поля сражения и его отдельных памятных мест. Их происхождение, значе-
ние, внешние формы, историческая и художественная ценность весьма разно-
образны.
Памятные знаки фиксируют на местности информацию о событиях и их
участниках. Будучи вторичными относительно других объектов наследия, они
выявляют значение памятников-свидетельств и памятных мест, зачастую яв-
ляясь гарантией их сохранения. Ярко выражая ассоциативность культурного
ландшафта, они, как правило, имеют самостоятельную художественную цен-
ность.
К памятным знакам мы относим:
¨ символические монументы,
¨ мемориально-архитектурные комплексы и здания,
¨ памятники воинским частям,
¨ надгробия,
¨ памятники участникам сражения,
¨ музейные экспозиции,
¨ информационные знаки.
Количество памятных знаков на поле сражения может исчисляться десятка-
ми, как при Аустерлице, Бородине, Лейпциге. Их концентрация на относительно
небольших по площади памятных местах нередко бывает чрезмерной, как, на-
пример, на полях сражений гражданской войны в США. При этом не всегда вы-
держанный по отношению к окружающим объектам масштаб отдельных мону-
ментов разрушает визуальную целостность исторического ландшафта. На неко-
торых полях сражений (Стони Крик, 1813 г., Канада; Медина де Риосеко, 1808 г.,
|
|
Типологическое разнообразие культурных ландшафтов
Испания) установлено лишь
по одному монументу, при-
чём в Испании это — статуя
женщины, исцеляющей ра-
неного солдата.
Сохранение памятных
знаков на полях сражений
является проблемой орга-
низационно-финансовой и
технической. Хотя всем по-
нятна необходимость их пе-
риодической реставрации,
тем не менее, во всех стра-
нах средств, выделяемых
государством для этого, не
хватает.
Памятник «Курган мира» на поле сражения при Аустерлице, 1912 г. |
Памятные знаки под-
вергаются разрушению и
уничтожению в периоды
резких общественных изме-
нений, когда монументы и храмы на полях сражений уничтожаются как симво-
лы отвергнутого прошлого. Это происходило в нашей стране в течение 1920-х и
в первой половине 1930-х годов. В Германии, согласно директиве Контрольного
совета союзников № 30 от 13 мая 1946 г. «О ликвидации немецких памятников и
музеев, носящих милитаристский и национал-социалистический характер»,
полному уничтожению подлежали любого рода памятные знаки, «которые
имели своей целью сохранение немецких военных традиций или несли в своём
характере элементы, прославляющие события». В советской зоне оккупации па-
мятники событиям, имевшим место до 1914 года, были сохранены.
|
|
Возникает проблема и при решении вопроса об установке новых памятных
знаков, поскольку, с одной стороны, это необходимо для повышения информа-
тивности культурного ландшафта, а с другой — их появление нарушает цело-
стность памятных мест.
Учитывая то обстоятельство, что монументы символического характера
являются ландшафтными доминантами и их появление ведёт к значительным
изменениям культурного ландшафта поля битвы, следует отказаться от даль-
нейшей установки такого рода памятников на тех полях, где они уже существу-
ют. В современных условиях более целесообразно развивать компактные мемо-
риально-архитектурные комплексы с музейными экспозициями (Курган мира
на поле «Битвы трех императоров» при Аустерлице, императорское имение в
селе Бородине) или использовать в музейных целях усадебные комплексы.
Решать вопрос об установке новых памятников воинским частям и участ-
никам сражения, а также надгробий на братских могилах следует не по отдель-
ности, а в составе проектов мемориально-ландшафтных экспозиций.
Культурный ландшафт как объект наследия