Феноменология крестьянского ландшафта Кенозерья


сновным и очевидным функционально-планировоч-
ным фактором формирования крестьянского ланд-
шафта является земледелие. Земледелие понимается здесь как активное целена-
правленное преобразование и последующее содержание земельных угодий для
получения продуктов растениеводства и животноводства. Эта утилитарная сто-
рона служит обязательным, но не единственным из определяющих такой ланд-
шафт признаков. Дело в том, что в крестьянском ландшафте человек не только
работает как земледелец, но также осуществляет иные формы деятельности,
свойственные сельскому жителю,— от сугубо прагматических до любования
окрестностями или молитвенного уединения узаветной сосны. Человек живёт в
устроенном им ландшафте и поддерживает его в соответствии не только со
своими прагматическими устремлениями, но и духовными потребностями. Че-
ловеческое поселение в таком ландшафте — его обязательная составная часть,
его полифункциональный центр, вокруг которого располагаются разнообраз-
ные хозяйственные угодья, развивается дорожная сеть, возникают семантиче-
ски важные взаимосвязи между элементами ландшафта.

В отличие от крестьянского индустриальный сельский ландшафт — чисто
утилитарное образование, предназначенное исключительно для получения
сельскохозяйственной продукции. В нём человек работает, но не живёт. Для та-
кого ландшафта не принципиально, кто его обрабатывает — человек или ма-
шина, принципиальное значение имеют производительность энергоносителя и
продуктивность земель или выращиваемого скота. Человеческое поселение в
таком ландшафте — социальный изолят, поддерживающий со своим ланд-
шафтным окружением сугубо производственные отношения.

В соответствии с функциональной нагрузкой развиваются планировочная
структура ландшафта и его эстетика. Крестьянский ландшафт отличается моза-
ичностью, полиморфностью, ориентацией на природные акценты местности,
одухотворённостью. В российской деревне не слишком велико было стремле-
ние к эстетизированному уюту и комфорту, но соразмерность природному ок-
ружению и чувство красоты места в ней всегда присутствовали (Теребихин,
1993, Ушаков, 1982). В основе планировки сельскохозяйственного индустриаль-
ного ландшафта лежат представления о геометрии прямых линий, ровных
плоскостей, большие площади и объёмы, монотонность поверхности, уп-
рощённая структура ландшафта.



Культурный ландшафт как объект наследия

Казалось бы, сельский ландшафт— самое обыденное явление, наиболее
распространённая типологическая категория. Однако в своей относительной
неизменности он сохранился только в периферийных, удалённых от админист-
ративно-хозяйственных центров районах. Такой классической периферией слу-
жит Русский Север. К сожалению, сельская местность центральных областей
России подвергалась коренным преобразованиям при трансформации в инду-
стриальные сельскохозяйственные ландшафты. Однако после разрушения ста-
рого новое так и не получило завершённых форм, индустриальные ландшафты
в российской деревне удались далеко не везде.

Территория Кенозерья с архаичными формами крестьянского ландшафта
занимает всхолмленную водно-ледниковую равнину с множеством озёр и раз-
нообразных ледниковых форм рельефа. Здесь и далее под Кенозерьем понима-
ется вся территория Кенозерского национального парка, включающего также и
Лёкшмозерье, и окрестности других, взаимосвязанных озёрных систем — Ма-
сельгской, Долгозерской, Хергозерской, Наглимозерской, Порженской, Почо-
зерской. Крупнейшие из озёр — Кенозеро и Лёкшмозеро. В силу геологических
условий равнина образует своеобразное поднятие, окружённое обширными бо-
лотами и таёжными лесами, что и предопределяет относительную изолирован-
ность и высокую мозаичность ландшафта. Отмеченные особенности объясня-
ют исключительную привлекательность этого места для возникновения здесь
большого числа крестьянских поселений, тяготеющих к поозёрным ландшаф-
там, и высоко развитой в прошлом системы общинного земледелия с характер-
ным для неё гармоничным соотношением лесных промысловых, луговых и по-
левых угодий1.

Большое значение для перспективного управления культурными ланд-
шафтами имеет знание их ретроспективного развития и формирования. Тот
ландшафт, который сегодня рассматривается как обладающий универсальной
ценностью наследия, начал формироваться в XI веке и в основных своих чертах
оформился к XVI веку. Тогда определяющим облик ландшафта типом хозяйст-
венной деятельности было общинное земледелие. С XVI по XIX век структура
расселения в принципе сохраняется, но население растёт и идёт сельскохозяйст-
венное освоение новых угодий в результате развития подсечного земледелия,
сопровождающегося усложнением мозаики угодий. Формируется система сак-
ральных центров, пространство насыщается сакральными местами и символа-
ми. Сохраняются лесные промыслы. До начала XX века ландшафт гармонично
развивается, но с 30-х годов отмечается снижение плотности населения и пло-
щади обрабатываемых угодий, лес отвоёвывает обратно утраченные когда-то
рубежи. Причины — войны, репрессии, социально-экономические экспери-
менты, изменение нравственных ориентиров. Уничтожаются или приспосабли-
ваются для иных целей многие храмы и часовни, сакральные центры утрачива-
ют свою организующую роль в иерархии пространства, сомнительные эконо-
мические императивы становятся ведущими. Именно нарушение духовных

1 Автор глубоко признателен Евгению Александровичу Бастрыкину и Александру Влади-
мировичу Козыкину, неоценимая помощь и разъяснения которых позволили лучше понять зако-
номерности формирования культурных ландшафтов в Кенозерье.


Типологическое разнообразие культурных ландшафтов

устоев традиционного общества приводит к многочисленным утратам в сфере
материальной культуры и хозяйственного уклада. В 1960-е годы проводится
кампания укрупнения сельских поселений, что приводит к гипертрофирован-
ному росту нескольких из них и обезлюдению периферийных зон и сопровож-
дается утратами функционально значимых элементов культурного ландшафта.
К концу 1980-х годов животноводство приходит на смену преобладавшему в
предшествующие десятилетия растениеводству. Пахотные земли постепенно
заменяются сенокосами и пастбищами. Однако пространственная структура и
традиционные элементы культурных ландшафтов, несмотря на явный ущерб,
им нанесённый, сохраняются в силу исключительно высокого историко-куль-
турного потенциала территории, имеющей в запасе немало ценностей, и в силу
инерционности традиционного общества, старательно поддерживающего эти
ценности и формы своего жизнеобеспечения.

В качестве культурных ландшафтов, расположенных в границах Кенозе-
рья, рассматриваются исторически сформировавшиеся в результате гармонич-
ного взаимодействия природы и культуры целостные территориальные ком-
плексы, устойчивыми структурообразующими элементами которых являются
отдельные сельские поселения или их группа (куст), система прилегающих пре-
имущественно открытых хозяйственных угодий (озёра, поля, луга), сакральные
места и сооружения (церкви, часовни, «святые», или заветные, рощи, кресты),
участки прилегающих лесных промысловых угодий, связующая дорожно-тро-
пиночная сеть. Эти элементы объединяются друг с другом через систему функ-
циональных, планировочных и визуальных взаимосвязей, обеспечивающих ка-
чество целостности ландшафтного комплекса. Закономерности их распределе-
ния прослеживаются и во взаимодействии с природными образованиями, в
частности, с основными макроструктурами природного каркаса территории.
Соотношение с природным каркасом в значительной мере влияет на потенциал
развития расселенческого узла и его перспективы.


Историко-культурный феномен территории заключается в том, что ланд-
шафт обладает исключительно высокой плотностью насыщения сакральными
объектами — часовнями, церквями, крестами, «святыми» рощами, камнями и

Деревня Мыза с прилегающими «святыми» рощами и сенокосными угодьями (фото М. Кулешовой)

Культурный ландшафт как объект наследия

деревьями, активно участвующими в жизни крестьянского сообщества, что под-
тверждается материальными свидетельствами (обилие приносимых пелён, пла-
тов, иконок и иной атрибутики общения с сакральным миром). Сохранность
этих объектов, их архитектурно-художественное воплощение и поддержание
традиции в Кенозерье уникальны. Жизненное пространство в значительной сте-
пени сакрализовано и насыщено мифологическими персонажами. Хозяйствен-
ные циклы деятельности (основная из которых — сельскохозяйственная) и пла-
нировка угодий сопряжены с определёнными духовными представлениями кре-
стьянского сообщества. Традиционная народная культура широко представлена
в быту, строительстве и различных формах художественного творчества. «Одо-
машнивание» окружающего мира привело к формированию специфических
культурных ландшафтов, с особой функционально-планировочной структурой,
где велика роль знаковых (семиотических) систем и смысловых (семантических)
пространственных связей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: