Предпосылки и мотивации


од управлением культурными ландшафтами понимается система мер, направленных на обеспечение сохранности их качественного состояния и/или целевое развитие (восстановление) их качеств. Система таких мер включает: информационное обеспечение; правовое обеспечение и организацию охраны; вербальное и графическое моделирование искомых состояний объекта управления, в том числе разработку концепций, стратегий, проектов, программ, планов, схем; и, наконец, материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение намеченных работ.

Вопросы управления культурными ландшафтами можно рассмотреть на
примере особо охраняемых территорий, многие из которых создаются, в пер-
вую очередь, для сохранения культурного ландшафта как объекта наследия.
Культурные ландшафты представлены в различных типах охраняемых терри-
торий, но целенаправленно и сознательно они стали охраняться в российских
национальных парках и музеях-заповедниках. Управленческие функции этих
типов охраняемых территорий достаточно разнообразны, что позволяет наибо-
лее комплексно подойти к охране такого сложного природно-культурного фе-
номена, как культурный ландшафт (Кулешова и др., 1994).

Культурные ландшафты могут находиться под охраной и в таких органи-
зационных формах управления наследием, или типах охраняемых террито-
рий, как биосферные заповедники, природные парки, заказники, памятники
природы и памятники культуры, территории традиционного природопользо-
вания. Лечебно-оздоровительные местности и курорты, а также ботанические
сады и дендропарки, относимые законодательством к особо охраняемым при-
родным территориям, нередко представляют собой ценный историко-куль-
турный феномен, хотя в ботанических садах и дендропарках объектом охраны
является, в первую очередь, научная коллекция видов биоты. Тем не менее, та-
кие объекты могут рассматриваться и как сложные природно-культурные
комплексы — культурные ландшафты. На уровне субъектов федерации созда-
ются и другие типы особо охраняемых природных территорий, выполняющие
определённую роль в сохранении культурных ландшафтов, например, охра-
няемый ландшафт. Все эти категории, за исключением биосферных заповед-
ников, ботанических садов и дендропарков, имеют более упрощённую функ-
циональную структуру и могут создаваться без прямого администрирования,


Культурный ландшафт как объект наследия

то есть без создания юридических лиц для управления охраняемой территори-
ей. Основные управленческие действия в границах таких территорий сводятся
к установлению режимных ограничений и правил, в то время как при созда-
нии юридических лиц предполагается актуализация их роли, их действия
включают поддержание и развитие определённых форм деятельности (науч-
ной, дидактической, консервационной и пр.), а не только контроль над уста-
новленным охранным режимом.

На международном уровне особое значение для охраны культурных ланд-
шафтов приобрела категория «охраняемый ландшафт» — V категория в клас-
сификации охраняемых территорий Международного союза охраны природы
(IUCN). К данной категории могут относиться различные типы охраняемых
территорий — как с образованием администрации, так и без неё, но с установ-
лением определённого охранного режима, обеспечивающего поддержание ос-
новных природных и культурных ценностей территории и развитие рекреации.
Категория «охраняемый ландшафт» по содержанию своему полностью соответ-
ствует категории «культурный ландшафт», установленной ЮНЕСКО для объ-
ектов Всемирного наследия, а также понятию «ландшафт», сформулированно-
му в Европейской конвенции о ландшафтах (Management Guidelines…, 2002).

В определениях как охраняемого, так и культурного ландшафта зафикси-
ровано, что эти феномены отражают взаимодействие природы и человека во
времени, в результате чего формируются отличительные свойства ландшафта и
его ценности. Именно на V категории охраняемых территорий отрабатываются
модели так называемого устойчивого развития, совмещающего заботы о при-
роде с преимуществами социального и экономического благополучия людей
(The Snowdonia Declaration 2002). Многие европейские национальные парки от-
носятся именно к V категории охраняемых территорий, следовательно, куль-
турный ландшафт становится в них основным объектом охраны и управления.
Особенно показательны в этом отношении национальные парки Великобрита-
нии (Benefits beyond boundaries, 2003).

Культурные ландшафты, как правило, представляют комплексную при-
родно-культурную ценность. Наличие природных достоинств и природной ис-
ключительности — важная черта таких ландшафтов. Однако наличие истори-
ко-культурных ценностей — ведущая черта, определяющая принадлежность
таких ландшафтов к историко-культурным феноменам. Поэтому стратегия
управления культурными ландшафтами будет иметь социокультурную ориен-
тацию, а экологические и природоохранные мотивации могут обеспечить пол-
ноценность и развитость стратегических установок. Историко-культурные ра-
ритеты и феномены, непосредственно связанные с природными условиями, ре-
сурсами и достоинствами, должны рассматриваться как единое целое в системе
культурного ландшафта. Культурный ландшафт должен выступать интегри-
рующим объектом культурного наследия, тогда тактика работы с отдельными
его фрагментами и структурами будет подчинена целям его комплексного со-
хранения. Это не исключает самостоятельной ценности его компонентов, отно-
симых к культурному наследию. Культурное наследие составляет информаци-
онный потенциал, запечатлённый в явлениях, событиях, материальных объек-
тах, морально-этических нормах, научных и философских представлениях,


Управление культурными ландшафтами

который необходим человечеству для его развития. Востребованность и сохра-
няемость — обязательные атрибуты как природного, так и культурного насле-
дия, включая культурный ландшафт.

Культурный ландшафт замечателен тем, что включает в себя и обеспечива-
ет взаимодействие статичных (памятники культуры) и динамичных (живая
культура) проявлений культурной жизни. При выявлении и определении путей
сохранения разнообразных культурных ландшафтов как объектов природ-
но-культурного наследия необходимо обращать особое внимание на те их раз-
новидности, сохранение которых требует поддержания определённых видов
хозяйственной, сакральной или иной социокультурной деятельности, которая в
отдельных случаях становится условием существования объекта наследия, либо
непосредственно представляет собой такой объект. Указанные виды деятельно-
сти обеспечивают нормальное функционирование ландшафтного комплекса,
сохранение его биоразнообразия, продуктивности, устойчивости, эстетических
достоинств. Такая деятельность должна не просто регламентироваться, но под-
держиваться и поощряться в конкретных её формах и масштабах. Следователь-
но, некоторые формы хозяйственной и социокультурной активности и репре-
зентативные этнокультурные группы населения также должны стать объекта-
ми охраны.

Памятники истории и культуры относятся к традиционным объектам
управления, наиболее обеспеченным научно-методической и нормативно-пра-
вовой базой. Памятник всегда несёт в себе конкретную историческую, научную,
эстетическую, мемориальную, художественную или иную культурную цен-
ность и может представлять собой как единичное сооружение или участок, так
и ансамбль, а также комплекс сооружений. В соответствии с типом историко-
культурной ценности памятники могут быть подразделены на памятники ис-
тории
(в том числе памятники науки и техники, инженерного искусства, этно-
графии, мемориалы и др.), памятники археологии (культурный слой историче-
ских поселений, стоянки древнего человека, городища, остатки поселений, нек-
рополи, святилища, наскальные рисунки и др.), памятники архитектуры и
градостроительства
(от отдельных сооружений, ансамблей и комплексов до
исторической планировки и застройки поселений, включая памятники садо-
во-паркового искусства), памятники монументального искусства. Любой не-
движимый памятник создавался в определённой исторической и природной
среде и в своём конкретном месте, значит его ценность и сохранность определя-
ются не только его физическим состоянием, но и сохранностью окружающего
природно-исторического фона.

Культурное наследие, заключённое в живой культуре, рассматривается се-
годня преимущественно как объект исследования и изучения, но не как объект
сохранения и возрождения. Методические подходы к сохранению традицион-
ной живой (в особенности реликтовой) культуры практически не разработаны,
нет общепринятых типологий и классификаций этой группы наследия. Особо
охраняемые территории, имеющие статус учреждений, могут сыграть очень
важную роль в этом вопросе, если станут ориентировать свои управленческие
действия на целостные территориальные комплексы с их природой, населени-
ем, формами культурной жизни и культурным ландшафтом. С мая 2001 г. уни-


Культурный ландшафт как объект наследия

кальные феномены живой традиционной культуры, в том числе и нематериаль-
ного наследия, стали рассматриваться как объекты, представляющие междуна-
родное значение, и регистрироваться в специальных списках ЮНЕСКО. От
России первым и единственным пока объектом такого рода стала традиционная
культура старообрядцев «семейских» в Забайкалье (уклад жизни, фольклор, об-
ряды, ремёсла, народная медицина).

Первоочередные задачи, стоящие перед музеями-заповедниками и нацио-
нальными парками в области сохранения и использования культурного ланд-
шафта и отражающие основные проблемные ситуации в этой сфере, сводятся к
следующему:

¨ выявление и систематизация культурных ландшафтов;

¨ информационное обеспечение и мониторинг культурных ландшафтов;

¨ расширение правомочий музеев-заповедников и национальных парков в
сфере охраны и использования ресурсов культурного ландшафта;

¨ обеспечение необходимого режима содержания и использования терри-
ториальных комплексов наследия, обладающих признаками культурно-
го ландшафта;

¨ привлечение местного населения к воспроизводству и сохранению дина-
мичных форм культурного наследия, в особенности традиций экологич-
ного природопользования, включение природоохранных мотиваций в
культурные стереотипы;

¨ включение потенциала наследия культурного ландшафта в основные
программы развития и основную деятельность музеев-заповедников и
национальных парков как государственных учреждений.

Поставленные задачи служат достижению конкретной цели — обеспече-
нию сохранности и гармоничного соразвития природы и культуры в уникаль-
ных уголках России, находящихся под особой государственной охраной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: