Подходы к выявлению, сохранению и регламентации использования объ-
ектов культурного наследия в системе охраняемых территорий в зарубежных
странах чрезвычайно различаются. Особый интерес для нас представляют те
случаи, когда:
¨ природные и культурные феномены наследия рассматриваются во взаи-
мосвязи и, более того, в целостности;
¨ в системе культурных ценностей фигурируют культурные ландшафты;
¨ явно выражен территориальный подход к сохранению историко-куль-
турного наследия.
Наиболее содержателен с вышеизложенных позиций опыт Великобрита-
нии, США, Германии, Норвегии, Польши, где культурные ландшафты играют
очень весомую роль в системах национального наследия.
О многом могут свидетельствовать набор категорий охраняемых террито-
рий, структура государственных органов управления наследием, методическое
Управление культурными ландшафтами
обеспечение и правовые особенности процесса управления. Особая роль в фор-
мировании комплексного подхода к охране наследия принадлежит органам го-
сударственного управления. При этом каждая страна имеет свои особенности.
Так, в Норвегии и Финляндии министерства окружающей среды занимаются
вопросами не только природного, но и культурного наследия (следовательно,
«окружающая среда» в этих странах понимается широко), управление природ-
ным и культурным наследием в Швеции осуществляет Министерство культу-
ры, в Италии — Министерство культурного достояния (значит, культура пони-
мается широко), в США — Служба национальных парков в составе Министер-
ства внутренних дел (благополучие и защита интересов граждан понимаются
широко). Вместе с тем, во многих странах государственное управление природ-
ным и культурным наследием имеет ведомственное разделение, как и в России.