Характер неформальных отношений с точки зрения институциональной теории

Подходы специалистов к изучению неформальных отношений разнообразны. Обобщение научной литературы и структуры неформальной хозяйственной деятельности позволяет выделить ряд особенностей экономических отношений в неформальной экономике.

1. Неофициальный характер экономических отношений в этом секторе экономики.

2. Неэквивалентный характер рыночных взаимодействий. Предприятие осуществляет поставку товаров или оказывает услуги по ценам, существенно ниже рыночных. Неэквивалентные обмены – сделки, в ходе которых заведомо и целенаправленно искажаются стоимостные пропорции, занижаются отпускные цены, обмениваются акции разной степени ликвидности, выдаются кредиты под заведомо завышенные проценты и т.д.

Известно, что рынок в целом эффективно распределяет ограниченные ресурсы. Однако рынок – это механизм, формирующий свою деятельность на стоимостных показателях, выраженных в денежных единицах.

Поэтому и эффективность распределения достигается лишь в том случае, если все эффекты (выгоды и издержки), порождаемые производством и потреблением того или иного блага, могут быть учтены рынком, т.е. получают свое отражение в цене. Исследователи выделяют в качестве системообразующей характеристики российских институтов неформальной экономики особую роль государства, выступающего в качестве главного «перераспределителя» различных ресурсов. Подобная конфигурация отношений неизбежно приводит к дисбалансу сил. В результате предприниматели, организации ищут возможности установления более тесных отношений с государством, у которого они могут найти политическую поддержку, получить необходимые материальные, финансовые ресурсы, правовые гарантии, заказы, квоты, лицензии.

3. Коррупционный характер отношений. С точки зрения экономической теории коррупция – это специфический вид экономических отношений, возникающих в результате замещения рыночными отношениями тех общественных отношений, которые по своей природе не являются экономическими. С точки зрения институциональной теории коррупция как неформальный экономический институт – это продажа должностных правомочий, имеющая место как в государственном, так и в частном секторе экономики, и определяется она как контрактное взаимодействие между экономическими агентами с целью злоупотребления позицией ради частной выгоды. Несовершенство экономических условий хозяйствования рождает спрос на благо такого рода, а несовершенство правовых и морально-этических норм в обществе рождает предложение.

Причины коррупции обусловлены как криминальными, так и некриминальными типами отношений.

Среди них:

а) экономические отношения между отдельными гражданами и их неформальными объединениями, преследующие цель удовлетворить личные потребности, причем не регистрируемые и не учитываемые государством. Названные отношения являются ответной реакцией граждан на просчеты в хозяйственном механизме, игнорирование их нужд и потребностей;

б) сложившаяся система неформальных фиктивных экономических отношений, обеспечивающих удовлетворение корыстных интересов за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования;

в) система криминальных отношений, базирующихся на злоупотреблении служебным положением или корыстном насильственном вторжении в производственную и распределительную сферы экономики. К ней относятся все виды деятельности, которые полностью исключены из официальной экономической жизни, поскольку считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее.

4. Рентоориентированное поведение государственного бюрократического аппарата, а также руководителей и собственников корпораций, акционерных обществ. Экономическая рента может рассматриваться как плата за ресурсы сверх максимальной величины альтернативных издержек при немонопольном использовании ресурсов. В связи с этим привилегии номенклатуры приобретают форму сверхдоходов.

Реальное сохранение под собственным контролем чиновников административных функций и возможностей перераспределения значительной части валового национального продукта означало для них сохранение высоких доходов и социального статуса. Выводы, в соответствии с которыми «наиболее сильным (базовым) стимулом вмешательства государственных органов в экономику является стремление подчинить своему контролю бизнес рад и сохранения на возможно более длительный период всего комплекса благ, связанных с властью (включая мотив максимизации долгосрочной ренты)» [3], были получены коллективом авторов под руководством В.А. Мау.

5. Неофициальный характер трудовых отношений в неформальной экономике. Так, по данным Российского мониторинга экономики и здоровья (RLMS), удельный вес работников, не оформивших письменные договоры с работодателем, с 2000 г. по 2006 г. увеличился почти вдвое. На данный момент можно заключить, что в сфере трудовых отношений, определяющей условия жизнедеятельности основной части граждан России, фактически произошла институционализация неправовых практик.

Неправовые трудовые практики понимаются как совокупность устойчивых и массовых социальных взаимодействий, связанных с нарушением легитимных (т.е. признаваемых большинством общества) законов и других формально-юридических норм, а также укорененных в культуре правовых традиций, регулирующих отношения труда и занятости граждан.

В современном трудовом пространстве отчетливо выделяются следующие типы неправовых взаимодействий:

– преимущественно конфликтные, антагонистические, когда работодатель нарушает значимые трудовые права работников, а работники этому противодействовать не могут – либо вообще, либо без неблагоприятных последствий для себя в значимом жизненном пространстве;

– преимущественно взаимовыгодные, когда и работодатели, и работники получают определенный выигрыш за счет государства;

– солидаристические, когда противозаконные действия приносят непосредственную выгоду работникам за счет государства, работодатели же солидаризируются с работниками, стремясь как-то компенсировать низкий уровень их зарплаты и тяжелые условия труда.

Распространение неправовых трудовых практик влечет серьезные негативные последствия. Во-первых, они экономически, политически и культурно ослабляют государство и уменьшают шансы на успешный переход к новой экономике. Во-вторых, подрывают авторитет закона и веру граждан в возможность справедливого решения вопросов через правоохранительную систему. В-третьих, замедляют формирование современной деловой этики, ведут к криминализации целых сегментов экономики, тормозят рост иностранных инвестиций в Россию. В-четвертых, произвол работодателей и бесправность наемных работников усиливают и персонифицируют социальную дифференциацию общества.

6. Девиантное поведение российских налогоплательщиков. К сфере девиантного поведения юридических и физических лиц следует отнести совокупность разнообразных поведенческих проявлений (установок, действий, поступков), связанных с той или иной степенью отрицания требований налогового законодательства. Основным проявлением девиантного поведения является уклонение различных категорий населенияот уплаты налогов. По оценкам экспертов, из-под налогообложения уводится до 40% всех поступлений фирм [11].

Следует подчеркнуть, что значительное число налоговых неплатежей связано не с объективными причинами, а с субъективно-психологической мотивацией юридических и физических лиц. К причинам, которые обусловливают субъективно-психологическое неприятие требований налогового законодательства, необходимо отнести следующие:

– только в налоговом праве возможна ситуация бесспорного, безвозмездного, практически беспроцедурного изъятия части собственности частных лиц в собственность государства;

– серьезным недостатком является чрезмерное преобладание в налоговой системе ярко выраженной фискальной направленности. Проявлением фискальной направленности существующей налоговой системы является также непомерно высокий уровень штрафных санкций, что, в свою очередь, неизбежно ведет к укрывательству доходов многими налогоплательщиками и, в конечном счете, потерям бюджета [15];

– нарушение принципа юридического равноправия налогоплательщиков и государства. Оно заключается в том, что в ситуациях взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков, в том числе и конфликтных, преимуществом во владении налоговой информацией обладает налоговый работник. Налогоплательщик просто не в состоянии ориентироваться во всем объеме этой информации. В настоящее время существует более 1 200 законодательных и нормативных актов, регулирующих налоговые отношения. Безусловно, квалифицированно разобраться в таком объеме документов рядовому налогоплательщику не под силу. Такое положение также не способствует формированию у налогоплательщика лояльного отношения к налоговому законодательству, становится фактором усиления девиантной мотивации;

– характер общественного и группового мнения в отношении лиц, уклоняющихся от уплаты налогов или совершивших налоговое преступление. В предпринимательской среде неуплата налогов не относится к числу правонарушений, которые ведут к падению деловой репутации.

Общей тенденцией в девиантном поведении налогоплательщиков является рост налоговых правонарушений и преступлений. Другая тенденция – устойчивое сохранение значительного числа (около 30%) нелояльных налогоплательщиков. Суть мотивации их противоправного поведения сводится к убеждению, что государство абсолютно непричастно к их доходам и потому не вправе требовать уплаты налогов [7].

Латентная (скрытая) девиация в поведении налогоплательщиков выражается, главным образом, в различных способах обхода налоговой системы. Одним из апробированных способов обхода этой системы является использование при расчетах наличных денег и отказ от помещения заработанных средств в банке, что делает их практически неуловимыми дл я налоговой инспекции. Другим путем является официальная продажа сырья и готовой продукции по ценам, лишь незначительно превышающим затраты на их приобретение, которые были зафиксированы с внушительным довеском [2].

К числу распространенных способов уклонения от налогов следует отнести: неучтенный наличный оборот денежных средств; занижение суммы совокупного годового дохода; недостоверное отражение в учете затрат, связанных с предпринимательской деятельностью; сокрытие фактических объемов произведенной продукции, оказанных услуг товарооборота. Одним из способов латентной девиации поведения по отношению к уплате налогов является демонстрирование мнимой неплатежеспособности, умышленное создание видимости пустых расчетных счетов при наличии сокрытых денег.

Противодействие девиантному поведению должно предусматривать, прежде всего, осуществление ряда мер, которые привели бы к ослаблению перечисленных выше факторов девиантной мотивации. Главным направлением противодействия девиантному поведению физических и юридических лиц является оптимизация налогового законодательства и налоговой политики. Одной из наиболее существенных мер по совершенствованию налогового законодательства явился бы отказ от презумпции невиновности при налоговых преступлениях. Уровень штрафных санкций за налоговые нарушения нужно существенно снижать. При этом, безусловно, штрафные санкции должны быть дифференцированы в зависимости от тяжести налогового правонарушения и существования преднамеренного умысла. Это привело бы к резкому увеличению порога осуществимости д евиантных поступков, в значительной мере уменьшило бы их число.

Таким образом, как действие объективных причин, приводящих к девиантному поведению налогоплательщиков, так и влияние факторов, способствующих усилению субъективной мотивации девиантных поступков, можно существенно минимизировать. Достаточно просто скорректировать правовую норму, и девиантное намерение будет либо существенно ограничено, либо перестает существовать. Однако это возможно только при условии всесторонней государственной поддержки, объединенных усилий всех правовых и налоговых структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: