рятал истоки этой концепции, что найти их можно лишь после знакомства со всем его научным наследием или, по крайней мере, большей его частью.
«Подсказку» неожиданно находим в одной из поздних статей Сорокина, которая посвящена... Н.А. Бердяеву. Статья эта показательна еще и в том отношении, что наглядно демонстрирует сам метод интерпретации Сорокиным социально-философских идей близких ему по духу мыслителей. Строго говоря, придраться к тому, как Сорокин истолковывает Бердяева, очень трудно (за исключением ряда биографических неточностей)18, но в то же время трудно отделаться от ощущения, что из всего богатого идейного наследия «философа свободы» он выбирает только то, что максимально близко его собственному мировоззрению. «В истории, — пишет Бердяев в "Новом Средневековье", — как и в природе, существует ритм, ритмическая смена эпох и периодов, смена типов культуры, приливы и отливы, подъемы и спуски»19. Далее Бердяев трактует эту «смену эпох» в символических понятиях — образах «дня и ночи», и если заменить их сорокинскими понятиями «идеациональной» и «чувственной» культуры, то внутреннее «сродство» обоих русских изгнанников станет очевидным. «Бердяев, — пишет Сорокин, — отрицает все формы линейной интерпретации исторического процесса и одновременно все линейные теории прогресса, <которые> не состоятельны ни с метафизической, ни с логической, ни с фактологической, ни с этической точки зрения»20. В этой цитате вполне можно заменить «Бердяева» на «Сорокина» — смысл и истинность утверждения нисколько не пострадают.
|
|
Бердяев, в свою очередь, заимствовал свою идею «ритмической смены эпох» у Вячеслава Иванова, который — вслед за Сен-Симоном — различал эпохи «органические и критические». Это всего лишь один пример, показывающий фактическую связь Сорокина с идеями русского религиозного ренессанса. А их можно привести десятки, может быть, даже сотни. Чтобы не перегружать читателя назойливыми перечислениями (тем более, что это, пожалуй, задача специального монографического исследования, а не краткой статьи), сошлемся на вывод совре-
18 Среди этих неточностей одну, по крайней мере, следует отнести на счет переводчика: в самом начале статьи сообщается, что Бердяев «посещал Уияденбэндские (!) лекции в Хейделбергском университете» (Н.А. Бердяев: pro et contra. Антология. СПб., 1994, кн. 1, с. 477). В действительности это означает, что Бердяев посещал в Гейдельберге лекции В. Виндельбанда.
" Бердяев Н.А. Новое Средневековье. М., 1990, с. 5.
20 Н.А. Бердяев: pro et contra, с. 477-478.
Магический кристалл» социологии
менного американского исследователя, который, в отличие от многих своих соотечественников, знаком не только с «заокеанским периодом» научного творчества Сорокина, но и с работами, написанными им в России. «Американские историки и комментаторы, — пишет Лоренс Николе, — как правило, выделяют три периода творчества Сорокина: ранний — позитивистский и бихевиористский — период; средний период, в течение которого Сорокин занимался главным образом эмпирическими и теоретическими исследованиями; и последний период, отмеченный философским и квази-религиозным активизмом. Благодаря такого рода трактовкам, широко распространился дихотомический подход к творчеству Сорокина: до 1937 г. оно в общем носило "научный" характер, а в последние три десятилетия его жизни было, по большей части, "ненаучным"».
|
|
Л. Николе подвергает эту точку зрения сомнению «на основе изучения ранних сочинений Сорокина, которые, как правило, рассматривались как "ненаучные", а именно — серии его статей, опубликованных в политической ежедневной газете "Воля народа" под рубрикой "Заметки социолога". Хотя о политической публицистике Сорокина известно уже давно, ученые не использовали этот материал при анализе его отношения к науке. Следуя автобиографическому рассказу самого Сорокина, большинство комментаторов склонялось к тому, что научные и ненаучные проблемы, которыми он интересовался, существовали как бы раздельно и не влияли друг на друга. Но стоит только посмотреть на этот вопрос под немного другим углом зрения, и сразу обнаружится, что Сорокин стремился согласовать решения тех и других проблем. Тем самым изменится наш взгляд и на всю его научную деятельность. Самая ранняя стадия этой деятельности превратится скорее в прообраз, а не в ди&метральную противоположность зрелой стадии. Тгким образом, несмотря на утверждение самого Сорокина, будто бы он "полностью порвал" со своим прошлым, он и в Америке оставался сугубо русским — как по стилю, так и по призванию»21.
На наш взгляд — «взгляд из России» — последнее утверждение американского исследователя кажется почти тривиальным. Уже первые публикации переводных работ Сорокина у нас в стране показали, что он в полном соответствии с «духом» рос-
"' Лоренс Т. Никеле. Наука, политика и моральный активизм: новый подход к интег-рализму П.А. Сорокина // Возвращение Питирима Сорокина. Материалы Международного научного симпозиума, посвященного 110-летию со дня рождения П.А. Со-Рокина. М., 2000, с. 203.