сии) претендовала на статус строго объективной науки, преодолевшей недостатки двух предыдущих стадий развития человечества (религиозно-мифологической и метафизической). Здесь, разумеется, нет ни малейшей возможности дать хотя бы самый краткий очерк развития социологии в России. Отметим только, что подлинно творческое ее развитие могло начаться в России — и действительно, началось, — только после реформы 1861 г., в результате которой было отменено крепостное право и страна вступила в мучительную, но в целом благотворную стадию буржуазных реформ и преобразований. Необходимость осмысленной социальной политики постепенно стала если не осознаваться, то по крайней мере ощущаться всеми. Другое дело, что в силу чисто «русских причин» социология со стороны правительственно-бюрократических кругов постоянно находилась под подозрением, что чрезвычайно затрудняло нормальный ход ее развития. «Социологию» путали с «социализмом», сама попытка вскрыть некоторые социальные закономерности и заглянуть в будущее воспринималась как «крамола» или, по крайней мере, как покушение на волю правительства. «Институционализация» социологии в России произошла поздно: лишь в 1907 г., когда был открыт частный Психоневрологический институт, в России была образована первая кафедра социологии, которую возглавили учителя П.А. Сорокина М.М. Ковалевский и Е.В. де Роберти (для сравнения: в 1912 г. в США отмечался 50-летний юбилей американской социологии). И тем не менее, социология в России развивалась чрезвычайно интенсивно и ускоренными темпами приближалась к уровню, достигнутому к началу века ведущими социологическими державами (Англией, Францией, Германией, Америкой).
|
|
Но не менее сложные отношения сложились у русской социологии и с религиозно-философской мыслью. Ведущие представители последней относились к социологии (которая чаще всего отождествлялась ими с «позитивизмом») не менее подозрительно. Такова была — в самом кратком изложении — духовная ситуация того времени, когда Сорокин делал первые шаги на избранном им научном поприще. Вполне очевидно, что и по своему направлению, и по самому своему «духу» П. Сорокин, казалось бы, должен быть весьма далек от общей магистрали развития русской философии, которая была обозначена формулой «от марксизма к идеализму». Социолог, позитивист, революционер — что еще нужно, чтобы навсегда отлучить человека от русской религиозно-идеалистической философии? Но,