гие — не дать им сделать этого. И во многих других отношениях их взаимосвязь антагонистична.
Существует много систем взаимодействия с добровольной солидарностью составляющих их сторон, и при этом они часто остаются неорганизованными. Это значит, что, комбинируя модальности «организованность—неорганизованность» и «антагонизм—солидарность», мы можем выделить следующие типы социальных систем взаимодействия:
I) Организованно-антагонистическая система взаимодействия, основанная на насилии и принуждении. Тюрьма представляет собой пример подобного типа. К тому же типу относятся все системы взаимодействия, навязанные победителями побежденным; господами — рабам и крепостным, и сотни других систем межличностного и межгруппового взаимодействия.
II) Организованно-солидарная система взаимодействия. Она имеет все отличительные признаки организованной системы и солидарной направленности усилий и желаний сторон, ее составляющих. К этому типу относятся многие свободные ассоциации с добровольным членством; хорошие семьи; значительная часть религиозных, политических, экономических и других коллективных объединений.
|
|
III) Организованная солидарно-антагонистическая система взаимодействия. Она держится отчасти на принуждении и отчасти на добровольной ее поддержке. При этом мы имеем дело с вполне сложившейся системой отношений и оценок, устанавливающей права, обязанности, функции и социальный статус каждого члена. Вероятно, большинство организованных социальных систем взаимодействия — от семьи до церкви, государства, профсоюза и т. п. — относятся именно к этому типу, причем в некоторых из них фактор принуждения развит больше, в других —'меньше. Большая часть населения того или иного государства, вероятно, согласилась бы добровольно быть его гражданами и добровольно же соблюдать многие его законы. И все же многие граждане навряд ли стали бы платить налоги, участвовать в войне и выполнять многие другие неприятные обязанности, если бы их к этому не принуждали. Такие «обременительные» обязанности есть почти во всех организованных системах взаимодействия, даже в университетах и колледжах: многие профессора предпочли бы избавиться от чтения слишком большого количества лекций и научных докладов, чтения «Синих книг»6, если бы это целиком °т них зависело и не вело бы к утрате авторитета.
Такие же разновидности существуют и среди неорганизованных групп, а именно: 1) неорганизованно-антагонистическая,