Часть 9. «Почему» и «как» социокультурного измерения. что каждая из многочисленных систем, из которых она состоит, непрерывно изменяется, но и благодаря главным образом тому

что каждая из многочисленных систем, из которых она состоит, непрерывно изменяется, но и благодаря главным образом тому, что история пользуется методом непрерывной замены систем, достигнувших своего конечного пункта, вечно новыми систе­мами, приходящими на их место. Благодаря двойному методу имманентного изменения систем и их замены достигается не­исчерпаемое творческое разнообразие. В любой составной ча­сти культуры мы видим эту замену умерших систем новыми. Какой-нибудь стиль искусства, скажем, готическая архитек­тура, возникает, развивается, достигает своей полной реализа­ции, после чего, исчерпав свои возможности, останавливается в развитии, становится либо бесплодным в своих подражатель­ных повторениях, либо отмирает, уступая место новому сти­лю. То же самое ожидает и его преемника. Определенное тех­нологическое изобретение, скажем, «двуколка» возникает, совершенствуется, затем останавливается в своем развитии и рано или поздно заменяется новой системой, например, авто­мобилем, который не является ее продолжением, а кладет на­чало новой системе. То же самое справедливо и применительно к различным системам в науке, религии, искусстве, праве, эти­ке, к формам экономической, политической, социальной орга­низации и т. д. Впечатляющее разнообразие изменений во всех этих сферах обязано в значительной степени методу замеще­ния. Творческие силы человеческой истории непрерывно ис­пользуют этот метод; реализовав все возможности каждой со­зданной системы, они отбрасывают ее и начинают новую. Выжав и из нее все, что она может дать, они формируют ей нового наследника и так далее ad inflnitum10. Отсюда — неис­черпаемые творческие возможности человеческой — социаль­ной и культурной — истории. Сказанное справедливо и от­носительно истории жизни. «Проэкспериментировав» с данными видами в плане всех их основных возможностей, творческие силы жизни отбрасывают их и порождают новые. Так было раньше, так обстоит дело и сейчас.

Каждая система имеет ограниченные возможности измене­ния в том, что касается ее сущностных черт. Но в том, что касается разнообразия случайных черт биологической и соци­окультурной истории в целом и особенно разнообразия новых типов, вытесняющих друг друга, то здесь, по-видимому, суще­ствуют широчайшие, почти неограниченные пределы возмож­ностей.

Проблемы социокультурного изменения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: