Комментарии к с. 161-162

4 П.А. Сорокин обыгрывает названия двух знаменитых книг: «О бра­косочетании Филологии и Меркурия» Марциана Капеллы (первая поло­вина V в.) и «Гений христианства» Ф.Р. де Шатобриана. Частичный пере­вод последней см. в сборнике: Эстетика раннего французского романтизма. М., 1982, с. 94-220.

5' MaleЕ. L'art religieux du Xlle siecle en France. Paris, 1922, p. 48-50,368. 6 Имеется в виду так называемое иконоборчество — социально-рели­гиозное движение в Византии VHI-первой половины ГХ вв., начавшееся (в известной мере под воздействием вероучений иудаизма и ислама, запре­щающих изображать божество) отдельными выступлениями против куль­та икон в VII и начале VIII вв., главным образом в Армении и Фригии. Размах ему придал византийский император Лев III Исавр, который ука­зом 730 г. запретил почитание икон. Запрет сопровождался конфискаци­ей церковных сокровищ и уничтожением икон, что дало значительные материальные средства государству и провинциальной знати, которая вначале и была основным сторонником иконоборчества.

Противниками иконоборчества были Иоанн Дамаскин, Феодор Сту­дит и др. Иконопочитание было восстановлено церковью в 787 г. на VII Вселенском (II Никейском) Соборе, а затем окончательно, после крат­ковременного нового успеха иконоборчества, — в 843 г.

Подробнее см.: Поеное Э. М. История Христианской Церкви (до раз­деления Церквей —1054 г.). Киев, 1991, с. 455-463; Деяния VII Вселенско­го Собора. Казань, 1891 (Деяния 4-е и 5-е).

7 Цистерцианцы — члены католического монашеского ордена, осно­ванного в 1098 г. бенедиктинским монахом Робертом из Шампани в мес­течке Цистерициум (в настоящее время — деревня Сито) во Франции, неподалеку от г. Дижона. В 1125 г. был основан также женский цистерци-анский орден. Большую роль в истории ордена сыграл Бернар Клервос-ский, разработавший устав ордена.

Клюнийцы — члены бенедиктинского монастыря в Клюни (Бургун­дия), по инициативе которых в Х-XI вв. проводились реформы, направ­ленные на укрепление экономического могущества католической церкви, повышение ее общественной роли и усиление папской власти. Важнейши­ми из нововведений клюнийской реформы были: создание значительного числа новых, реформированных монастырей, подчиненных Клюни, и изъя­тие их из-под власти епископов; введение суровых правил монашеского быта, в частности — так называемого целибата (безбрачия католичес­кого духовенства); запрещение симонии (продажи и покупки церковных должностей); установление выборности римских пап коллегией кардина­лов и устранение императорской власти и светских феодалов от непосред­ственного участия в выборах папы; церковная инвеститура (т. е. утверж­дение) епископов. Не будучи осуществлена полностью из-за сопротивления части светских феодалов (королей, князей) и высшего духовенства, клю-нийская реформа все же способствовала упрочению позиций католи­ческой церкви. Подробнее см.: Лозинский С.Г. История папства. М., 1986, с. 95-100.

Комментарии к с, 163-165 947

8" Цит. по: MaritaineJ. Art and Scholasticism. New York, 1930, p. 23-25.

9 Пантократор (грен.) — букв.: вседержитель.

10 Одигитрия (греч.) — путеводительница.

11 «Каролингское возрождение» — эпоха культурного подъема в им­перии Карла Великого и королевствах династии Каролингов в VIII-IX вв. в основном на территории Франции и Германии; выразился в организации новых школ, привлечении к королевскому двору ряда образованных дея­телей, внимании к античной литературе и светским знаниям вообще, в развитии изобразительного искусства и архитектуры. Центром «Каро­лингского возрождения» был своеобразный кружок при дворе Карла Ве­ликого, так называемая Академия, которой руководил философ Алкуин. В кружке участвовали Карл Великий, его биограф Эйнгард, поэты Ан-гильберт, Теодульф и др. Особое место среди деятелей Каролингского воз­рождения занимали выходцы из Ирландии — Седулий Скотт, знаток греческого языка, поэт и ученый, и Иоанн Скот Эриугена, первый ори­гинальный философ Средневековья, создатель пантеистической системы. Подробнее см.: Левандовский А. Карл Великий. М., 1999.

12 См. прим. 1 к главе 8.

13 Футуризм (от лат. futurum —будущее) —авангардические худо­жественные движения 10-х — нач. 20-х гг. XX в. в Италии и России. В Италии рождение футуризма отмечено «Манифестом футуризма» Ф. Маринетти, опубликованном в 1909 г. в парижской газете «Фигаро». Установки футуризма разделяли поэты Дж.П. Лучини, П. Буцци, А. Па-лащдески, К. Говони, композитор Б. Прателла, живописцы У. Боччони, К. Карра, Дж. Балла, Дж. Северини, Л. Руссоло, архитекторы А. Сант-Элиа

и М. Кьятгоне.

В России представителями футуризма были Д. Бурлюк, В. Хлебников, Елена Гуро, В. Маяковский, В. Каменский, А. Крученых, Б. Лившиц и др.

Поэтические принципы футуризма: передача ощущений в виде бескон­трольных ассоциаций и аналогий («беспроволочное воображение»), ак­центирование звуковой и графической «оболочек» текста ч \ ^-зрб словес­ному значению. В живописи (близкой в некоторых приема v французскому кубизму, но принципиально отличной от него сложностью, титературной подосновой) динамику мира призваны были выразить «вызванные движе­нием» совмещения разных точек зрения, многократное умножение очер­таний фигур, их деформация, разложение по пересекающимся «силовым» линиям и плоскостям, резкие контрасты цвета, введение словесных фраг­ментов (коллажи), как бы выхваченные из потока жизни. В скульптуре иллюзию движения должны были вызвать нагромождения и единонаправ-ленный сдвиг «обтекаемых» или угловатых объемов. Ряд фантастических проектов «городов будущего» оставили архитекторы-футуристы,

«Дух» футуризма лучше всего передает программная часть «Первого манифеста футуризма» Филиппо Маринетти:

«1. Да здравствует риск, дерзость и неукротимая энергия! 2. Смелость, отвага и бунт — вот что воспеваем мы в своих стихах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: