Дон Кихот-Максим-Наполеон-Достоевский-Дон Кихот

Нелишне подчеркнуть: особенность отношений этого рода — в их асимметричности, в том, что Ревизор, не ощущая давления на себя, может приближаться к Ревизуемому на опасно близкое расстояние. Конечно, он едва ли решился бы на это, если бы находился с ним в отношении конфликта, где опасность — обоюдна.

Как же эту "близость" ощущает Ревизуемый?

В принципе, каждому человеку свойственно высказываться по тем вопросам, на которые направлено его основное внимание, особенно, если круг этих вопросов определяется его самой сильной функцией. Окружающие могут проявить к этому интерес или безразличие — в зависимости от их любопытства. Но Ревизуемый к любому такому замечанию чрезвычайно чувствителен, принимает его слишком близко к сердцу, поскольку здесь идет давление на его уязвимый III канал.

Что же касается Ревизора, то и для него эти отношения оказываются, в конце концов, малоприятными, но на свой лад: он никак не может понять, отчего это — что ни скажи Ревизуемому, — обязательно обида, слезы, раздражение или неожиданная агрессия. Ревизору кажется, что его партнер слишком несдержан, раздражителен, чуть что — замыкается в себе, что перед ним всё время надо ходить "на цыпочках". "Я же говорю ему это без всякого намерения уязвить или обидеть! — удивляется Ревизор. — Отчего такая реакция?"

Пример этого типа отношений:

Студент Б. (ИЛЭ, Дон Кихот) лежит на кровати в своем обычном состоянии — разглядывает потолок и размышляет о модели Вселенной. Его сосед по общежитию С. (ЛСИ, Максим) "по графику" готовится к зачету. Его раздражает то, что Б., с его точки зрения, бездельничает, работать не любит, но ему почему-то всё удается хорошо сдавать. В этом С. видит высшую несправедливость. Прерывая молчание, С. вдруг с раздражением выпаливает:

"Вместо того, чтоб валяться, прибрал бы на своей тумбочке! Смотри, какой бардак развел!" "Ну и что?" — удивляется Б. Ему непонятно, с чего это С. так раскипятился? И вообще, почему в его присутствии С. постоянно взвинчен и раздражен?

На самом деле, более всего С. выводит из себя холодная недоступность Б., его беспечная свобода, его донкихотская интуиция, позволяющая ему видеть конечный результат без регулярной рутинной работы, на что совершенно не способен ЛСИ... Но вряд ли он отдает себе в этом отчет.

А вот другой пример отношений ревизии, сценка в деканате. На этот раз в качестве ревизора выступает ЛСИ. Энергичная, всегда веселая и жизнерадостная Л. (СЭЭ, Наполеон) вся в слезах:

— Я проклинаю тот день, когда пришла работать в этот деканат! Ничего здесь не могу делать, чувствую себя так, как будто ничего не смыслю в работе!

За другим столом — ее начальница А. (ЛСИ, Максим), очень тихая, корректная женщина, — в большой растерянности:

— Но я же ни к чему тебя не принуждаю, не приказываю, стараюсь к тебе как можно меньше обращаться, боюсь лишнее слово сказать!

— Мало ли что? Да ты, даже если просто взглянешь, бумагу переложишь на мой стол, мне и то тошно!

В свою очередь, таким же ревизором, как для него Максим, Наполеон является для Достоевского:

— Я никуда не могу от нее скрыться, — жалуется молодая женщина (ЭИИ, Достоевский) на бабушку (СЭЭ, Наполеон), — в какую бы комнату я ни ушла, что бы ни делала.— она тут как тут, бесконечные указания. Даже в магазин не могу спокойно сходить, она тут же с расспросами: "Почему ты так долго, с кем ты там разговаривала?" — уж не знаю, как от нее скрыться, кажется, что она вездесуща!

Сам же Достоевский ревизует Дон Кихота (ИЛЭ). Рассказывая не слишком приличный анекдот, Дон Кихот то и дело оглядывается на Достоевского:

— Не могу при тебе, мне кажется, ты меня осуждаешь...

Достоевскому же Дон Кихот представляется слишком чувствительным, что ни скажи — обида, казалось бы, на ровном месте:

"Стоит большая очередь, на жаре, на солнцепеке, я говорю ей (Дон Кихоту): "Посиди там, в тенечке, я одна постою", а она вдруг взрывается: "Куда ты меня гонишь, почему я должна там сидеть?" Ничего не понимаю, — я же хотела ей сделать только лучше!"

Как видим, Достоевский в свою очередь обижен: человек и вправду хотел сделать доброе дело, а эта капризная знакомая (Дон Кихот) всё понимает "не так"... Круг замкнулся.

А теперь представьте себе, что представители этих четырех психотипов оказались в одном коллективе, да еще и работают в одной комнате! Всё их рабочее время будет посвящено выяснению отношений.

Но это ни в коей мере не означает, что в комнате собрались "плохие люди". Следует хорошо понимать, что каждый.человек сам по себе — не склочник, не скандалист, не злодей. Каждый, как правило, стремится быть со всеми в хороших отношениях. Однако, если встретились ревизор и ревизуемый, которым предстоит длительное взаимодействие — конфликт неизбежен.

Правда, если общение происходит по функциям, исключенным из каналов I и III, такой конфликт может возникнуть не сразу. Вот еще небольшой пример: заведующий научной лабораторией Д. (СЛЭ, Жуков) назначил руководителем группы Н. (ЛИИ, Робеспьер).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: