Священнодействие

Цель священнодействия – контакт со святым. Религиозный человек не удов­летворяется созерцанием святого в пространстве, времени и числах, он хочет соприкоснуться с ним, почувствовать свое единство, чтобы стать сопричаст­ным его силе. Ощутимая форма есте­ственного контакта со святым – участие в культе, который объединяет в себе три ритуала – очищения, созерцания, или просветления, единения, или обожествления. Эта классифи­кация свя­щенных действий совпадает со ступенями мистического пути или восхожде­ния, которые последовательно проходит мистик. Мистика ищет спасения в уходе от мира и всего сотворенного, от всего несовершенного и хочет таким образом приблизиться к единственному, истинному бытию. Человек должен “разрушиться” и тем самым сократить расстояние между конечным и беско­нечным, тогда он сам сливается с чем-то божествен­ным. Путь к освобожде­нию является, долгим и, крутым; многоступенчатая дорога ведет к исчезаю­щей вершине единения с Богом. Ее важнейшие отрезки те же самые, что и в ри­туале, – очищение, просветление, единение.

Священнодействие предполагает определенную онтологическую модель мира. Первобыт­ный, архаический человек не знает действия, которое не было бы произведено и пережито ранее кем-то другим, и притом не челове­ком. То, что он делает, уже делалось. Действие обретает смысл, реальность исключительно в той мере, в какой оно возобновляет некое прадействие, со­вершенное изначально богами, героями или предками. Такая модель и ле­жит, согласно М. Элиаде, в основе ритуалов.

Классификация священных действий и онтологическая модель мира хорошо соответст­вуют пониманию феноменологией отдельных ритуалов и герменев­тикой ритуальных тек­стов. Поэтому часто высказываемые в адрес феномено­логии упреки в том, что ее модели абстрактны и произвольны, оказываются несостоятельными при исследовании конкрет­ного материала исторических религий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: