Мистики и пророки

“Пророк” – слово греческого происхождения, этимологически связанное со словами “про(пред)-реку”, “про(за)-рок”, “про-(через)-речь”. Из этого сле­дует, что пророк – тот, кто предрекает события – глашатай судьбы, через чью речь открывается будущее, кому дарована “весть” и право сообщить ее лю­дям. Святость пророков покоится на другой ос­нове, нежели у жрецов, свя­щенников, монахов или мучеников. Она вытекает из непосред­ственной за­хваченности божественным духом. Пророк избран Господом говорить от Его имени и есть глас Бога в этом мире: “Ибо никогда пророчество не было про­износимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, бу­дучи движимы Духом Свя­тым” (2 Пет, 1:21). Из широко распространенного искусства предсказывать будущее, на­ходясь в состоянии восторга, в Израиле возникает этическое пророчество, трактующее нравственные, социальные и политические требования Бога к людям, вместе с пророчест­вом несчастий, которое предсказывало непокорному народу гибель, древние евреи в вави­лонском изгнании слышат пророчество процветания. Пророчество пережи­вает свой рас­цвет в раннехристианской общине; однако и после укрепления института церкви пророки в христианстве появляются вновь и вновь. Две монотеистические религии, основанные на священных текстах и законах, – маздаизм и ислам – являются творением выдающихся пророков – Заратустры и Мухаммеда – последний из которых считается посланником Бога. В япон­ском буддизме возникает пророческое движение, связанное с именем Нихи­рена – судьи-проповедника и реформатора.

Мистики, как и пророки, часто обнаруживают необычные способности, пе­реживают экс­татические состояния. Цель мистического пути к святости – разрыв с внешним миром, преодоление страданий, медитация и созерцание – есть единение с трансцендентным. Однако большинство мистиков, прежде всего, Гаутама Будда, не уходили от реального мира, а старались воплотить высшее знание собственной жизни в активную форму духов­ной и материаль­ной помощи людям.

Среди носителей святости в образе человека мученик выделяется тем, что подвергается преследованиям, пыткам и даже идет на смерть за свою веру. Святой – это воплощение совершенной божественной и братской любви. Христианский идеал святости тесно со­прикасается с идеалами других рели­гий: иудейским – хасидов и саддиков, исламским – суфиев, буддийским – бодхисаттв. Святым считается не только тот, кто служит богу и по­могает лю­дям, но и человек, нуждающийся в поддержке. Греческий Зевс имеет про­звища Ксений и Гикесий, т. е. бог, являющийся как чужак и молящий о по­мощи. Будда желает воплотиться в своих больных собратьев, чтобы за ним ухаживали. Согласно про­рочествам Иисуса о Страшном суде (см.: Мф. 25:35-40), все голодающие, жаждущие, странники, не­имущие, больные, сидящие в темницах – есть сам Господь. Каждый, кто служит любовью им, служит Ему самому. Гуманизм становится религиозной ценностью в соответствии со сло­вами homo homini Deus (лат. – человек человеку бог).

Носителем святости в интенсивной форме выступает и женщина. Везде, где есть влияние матриархата, женщина бывает волшебницей, ясновидящей, пророчицей, хранительницей огня, и жрицей; некоторые ее функции такого рода сохраняются даже в патриархальных культурах. Тем не менее, в инду­изме, буддизме, иудаизме, христианстве, исламе женщина рассматривается как обладающая более низкой ценностью, чем мужчина, и поэтому от­страня­ется от выполнения религиозных обязанностей. Однако во всех этих рели­гиях есть доказательства женского равноправия, особенно во времена воз­никновения данных рели­гий, и в большей степени – в первоначальном хри­стианстве. Там, где женщина не может быть жрицей, она имеет сильное ре­лигиозное влияние как мистик, прорицательница, мо­нахиня или святая. В бо­лее древних культах божественной матери и небесной царицы, ко­торые на­ходят отражение в почитании Божьей Матери у христианства, выразилась свя­тость и божественность женщины.

Мертвые также являются предметом почитания: в семье – предки, у народов – власти­тели и герои, в развитых религиях – святые. Культ святых распро­страняется в буддизме, хри­стианстве, исламе, давая возможность древним верованиям трансформироваться в но­вых религиях. Этот культ в народной религиозности проявляется в поклонении их моги­лам, а также, в обращении к праведникам с просьбами о помощи; более развитая религи­озность предпо­лагает подражание им для достижения совершенства и духовную партици­па­цию с ними.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: