Методы психологической активизации хорошо подходят для создания концепции рекламы и рекламных кампаний. К ним относятся: конференции идей, методы мозговой атаки, вопросов и ответов. Данные методы основаны на стимулировании и активизации сознания и подсознания человека. Подсознание (по З.Фрейду) не является центром смысловой деятельности, но оказывает влияние на течение смысловых процессов.
О Метод конференции идей основан на стимулировании процесса мышления на уровне сознания. Базовые правила использования данного метода состоят в следующем:
А. Технологическая часть:
• формулируются 1 -2 зависимые друг от друга задачи;
• определяется суть одной или нескольких проблем по данным задачам;
• определяется возможность вхождения одной проблемы в другую;
• выслушиваются варианты разрешения проблем;
• формируется наиболее приемлемое решение.
Б. Организационная часть:
• запрещается любая критика, в том числе позитивная и насмешки;
• число участников в диапазоне 4—12;
|
|
• время обсуждения ограничивается 30-50 минутами;
• ведется запись всех предложений, в т. ч. и абсурдных;
• при необходимости проводятся новые обсуждения поставленных
задач через 2—3 дня.
Коллективное мышление в рамках регламентов часто приводит к эффективным, оптимальным и даже к супероптимальным решениям.
Распространен также метод мозговой атаки, в основе которого лежит стимулирование мышления на уровне подсознания. Для этой цели приглашаются психологи, психотерапевты, гипнотизеры. Работая в одной команде с разработчиками решения, они призваны активизировать их подсознание, для того чтобы получить доступ человека к давно забытой Или частично запомненной информации. В памяти человека имеется
довольно большой массив информации, находящийся в различной форме готовности к выдаче. Кроме того, в клетках ДНК находится колоссальная информация, которой владели наши предки. Мы, к сожалению, не можем воспользоваться всей этой базой данных, однако кое-что можно получить с помощью психологов, гипнотизеров и других специалистов. Подсознание является неиссякаемым источником человеческого духа, базой для интуиции и источником неосознанного появления блестящих идей.
Метод вопросов и ответов основан на предварительном составлении руководителем собрания или совещания набора вопросов для его участников. Вопросы формируются так, чтобы ответы на них могли сформировать новый подход к решению рассматриваемых проблем.
В качестве примера приведем набор активизирующих вопросов для
данного метода:
• Можно ли получить тот же результат, не используя данный продукт?
|
|
• Можно ли достичь тех же результатов, вообще не делая этой работы?
• Можно ли сделать продукт или работу более легкими?
• Можно ли сделать что-либо для ускорения процесса?
• Можно ли сделать это более приятным?
• Можно ли найти непортящуюся или более прочную форму?
• Можно ли сделать это более безопасным?
• Можно ли сделать это более полезным?
• Можно ли сделать это более удобным?
• Можно ли сделать это более чистым и аккуратным?
• Можно ли сделать это более надежным?
Основная масса решений готовится и реализуется на уровне обыденного профессионального мышления. Для этого процесса они используют обычный объем информации, обычную процедуру ее обработки и обычную методику обсуждения. И все получается довольно неплохо. Однако имеются случаи, когда приходится готовить ответственные решения, определяющие судьбы сотен или тысяч человек, судьбу компании или свою собственную судьбу. Для этого нужно много хорошей информации, высокая скорость ее обработки, использование надежных методов расчета или оценки. Таких случаев не так много, и быть всегда к ним готовым не представляется возможным. Поэтому в качестве помощника используется теоретико-игровой метод. Он включает технологическую и организационную часть. В основе технологической части функционирует человеко-машинная система разработки решений. Она опирается на концептуальную модель компании, интеллектуальную мощь внешних и внутренних баз данных и знаний, в т. ч. потенциал данных, находящийся в Интернете.
В состав технологической части входят:
• справочные данные (например, полные данные о потенциальных поставщиках, сырье, рекламных технологиях, расходных материалах, комплектующих изделиях и др.);
– имитационная модель компании;
– методики экономического расчета и прогнозирования;
– технология медиапланирования;
– стандарты на оборудование, сырье, расходные материалы и др.;
– стандарты на систему управления качеством;
– информация о решениях в аналогичных ситуациях других организациях и реальных полученных при этом результатах;
– набор законодательных актов и др.
Организационная часть предусматривает:
– все участники вводят в компьютер свои максимальные требования или варианты решений (рис. 4.14) (дизайнер, маркетолог, креативный директор, менеджер по материально-техническому снабжению (МТС), администратор компании, представители целевой аудитории населения, например, члены фокус-группы и др.);
– осуществляется обработка введенных данных с помощью компьютера;
– выдаются варианты решения интеллектуальной системой компьютера каждому участнику совещания с комментариями и возможным диапазоном изменения ранее введенных данных; каждый участник совещания анализирует полученные данные индивидуально;
– в случае, когда один или несколько участников не могут согласиться с представленными данными, проводится краткое коллективное обсуждение для нахождения взаимопонимания;
– по согласованным данным участники вновь вводят в компьютер новые требования или решения (этот этап может повторяться 10—12 раз);
– подписывается общий протокол либо о согласовании требований или решений всеми участниками совещания, либо о невозможности решения поставленной задачи.
Рис. 4.14. Схема взаимодействия при теоретико-игровом методе Недостаток данного метода заключается в сложности подготовки технической части и необходимости постоянной его корректировки. Однако результаты его реализации могут быть очень впечатляющие.
Основными условиями эффективного использования данного метода являются:
• очень ответственные решения, определяющие развитие компании
|
|
или судьбу персонала;
• большой объем информации, трудности или недостатке времени на
ее обработку.
• высокая достоверность и эффективность математических или логических зависимостей, а также большая доверие к ним со стороны
руководителя;
• при необходимости поиск эффективных решений для новых задач.
Методы подключения новых интеллектуальных источников основаны на приобщении человека к коллективному мышлению под надзором высококвалифицированного специалиста. К ним относятся: метод
наставничества, работа с внешними консультантами и работа с искусственными интеллектуальными источниками.
Наставник — это специалист, который на практике может передавать ученику свой опыт, знания и методику, а также имеет склонности к самообразованию и повышению своего профессионализма.
Метод реализует сильный эффект сочетания высокого профессионализма наставника и свежего взгляда на проблему ученика. Это стимулирует мышление всех участников при решении поставленной или инициируемой задачи. Методика реализации данного метода состоит в том, что для решения конкретной задачи формируется группа, состоящая из 6—10 человек. В состав группы входят:
– наставник с высоким уровнем профессионализма,
– 2—3 человека со средним уровнем профессионализма («середнячки»),
– 4-5 начинающих в данном направлении работников («аутсайдеров»).
В такой группе наиболее полно реализуется потребность в самовыражении, самопроявлении, информации и знаниях.
Работа с внешними консультантами — в последние 5—10 лет получила широкое развитие. Консультант — это знаток передового опыта и методологии, специалист, накопивший навыки решения на практике разнообразных управленческих и производственных задач. Важной особенностью консультанта является то, что он имеет большую практику работы с разнообразными компаниями, различными руководителями и специалистами. Он легализует опыт других Внешние консультанты компаний. Консультант похож на пчелу, которая в поиска*
нектара опыляет цветки пыльцой другого растения. Метод работы с внешними консультантами раскрепощает специалистов компании, дает им возможность высказать давно назревшие решения и получить независимые от руководства компании оценки. Наиболее эффективные решения чаще всего предлагаются именно специалистами своей компании, а консультант обеспечивает их лишь авторитетной поддержкой.
|
|
Q Метод работы с искусственными интеллектуальными источниками основан на самообучении, самовоспитании и самоконтроле. К искусственным интеллектуальным источникам относятся: справочники, энциклопедии, модели, патенты, учебные пособия, словари, базы данных и знаний.
Самообучение — это необходимое, самопроизвольное стремление человека или организации к изменениям внутренней базы данных и базы знаний. Самообучение реализуется путем затраты собственного свободного времени и финансовых ресурсов на более полное удовлетворение потребностей и интересов в информации, знаниях и общении. Самообучение может проводиться в обычных формах общественного обучения (высшее, среднее и профессиональное образование) на базе государственных и частных образовательных учреждений, а также самостоятельно по индивидуальной методике.
Самовоспитание может относится как к человеку, так и к организации. Целью самовоспитания является преодоление вредных или создание новых позитивных качеств личности или организации, в т.ч. формирование активной деловой политики, самоутверждение своей продукции, технологии или имиджа; самовнушение, самодисциплина и лояльность; самоодобрение и самостимулирование; преодоление отрицательных эмоций.
Самоконтроль — это контроль собственной деятельности человека, коллектива или организации, осуществляемый с целью сравнения результатов деятельности имеющимися нормами, правилами и стандарта-Ми. Это сравнение позволяет человеку или другому объекту организации неформально оценить свою деятельность, выявить свои возможности для улучшения деятельности или убедиться в несоответствии работы своим силам и знаниям.
Для проведения самоконтроля применяется самоанализ, самоотчет, самооценка, самоисповедь, тестирование по индивидуальному тесту, внутренний голос. По отношению к общественному контролю результаты самоконтроля могут быть: адекватными, завышенными или заниженными.
Основными условиями эффективного использования данного методами являются:
• Наличие системы наставничества, системы работы с внешними консультантами или источников искусственного интеллекта;
• принятие ответственных решений, определяющих развитие подразделений компании или судьбу их персонала.
Профессионализм выполнения задания определяется квалификацией наставника, внешнего консультанта или профессионализмом искусственного интеллекта.