5.1. Смена парадигмы и институционализация
медиаисследований...................................................................................................... 233
5.1.1. Торонтская школа: Г. ИннисиМ. Мак-Люэн 235
Смена средства коммуникации — доминанта
изменений в обществе....................................................................................... 238
Средство сообщения есть сообщение....................................... 244
Развитие идей Торонтской школы.............................................. 250
5.1.2. Анненбергская школа............................................................................. 253
5.1.3. Бирмингемская школа............................................................................ 256
5.1.4. Glasgow Media Group............................................................................... 260
5.2. Постмодерн — новая культурная эпоха.................................................. 266
5.2.1. Ж. Бодрийяр: коды и «симулякры»............................................. 266
5.2.2. Ж.-Ф. Лиотар: распад метаповесгвований....................................... 271
5.2.3. Интерпретации постмодерна....................................................... 275
5.2.4. Постмодернистское «прочтение» медиа........................................... 278
5.3. Интернет — воплощение постмодерна?.................................................. 281
5.3.1. Социальные последствия сетевых коммуникаций,
или «общение» в Интернете............................................................................. 285
5.4. Проблемы медиаглобализации.......................................................................... 289
5.4.1. «Мифология» глобализации через медиа......................................... 294
5.5. Основные «поля» современных исследований.............................................. 297
Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 301
Глава 6. Исследования аудитории, или Эффекты воздействия масс-медиа
6.1. Масса, публика, аудитория: различия и особенности
формирования......................................................................................................... 303
6.1.1. Г. Тард: публика итолпа........................................................................... 304
6.1.2. Специфика массовых взаимодействий...................................... 306
6.1.3. СМИ как фактор массовизации................................................... 311
6.2. Эффекты масс-медиа..................................................................................... 314
6.2.1. Массовая паника.............................................................................. 314
6.2.2. Выборочное восприятие информации и теория когнитивногодиссонансаЛ. Фестингера 316
6.2.3. Теория «разрывов в знании», или информационного дефицита.... 320
6.2.4. Теория «пользы и удовлетворения потребностей»................. 324
6.3. Повестка дня для общества (agenda setting theory)................................ 327
6.3.1. Возникновение гипотезы................................................................ 328
6.3.2 Механизм формирования повестки дня...................................... 331
6.3.3. Индивидуальные повестки дня..................................................... 337
6.3.4. Роль повестки дня............................................................................. 339
6.4. Конструирование социальных проблем................................................... 341
6.4.1. Традиция в понимании «социальной проблемы».................... 342
6.4.2. Социальная проблема — результат «коллективного определения» 343
6.4.3. Публичные арены и их «пропускная способность»................ 349
6.4.4. «Усталость сострадать».................................................................. 351
6.5. Общественное мнение..................................................................................... 358
6.5.1. Понятие общественного мнения.................................................... 358
6.5.2. Дж. Гэллап и научное изучение общественного
мнения............................................................................................................. 361
6.5.3. Процедуры и выборка...................................................................... 366
6.5.4. Э. Ноэль-Нойман: «спираль молчания»..................................... 368
6.6. Медиаметрия: рейтинг и его роль в изучении аудитории.................... 372
6.6.1. Реклама в современном мире......................................................... 372
6.6.2. Рейтинг Нильсена.............................................................................. 375
6.6.3. Основные понятия и способы медиаизмерений........................ 376
6.6.4. Проблемы медиаизмерений............................................................ 378
6.6.5. Действенна ли реклама в СМИ?................................................... 379
6.7. Аудитории в условиях многоканальной медиасреды........................... 381
Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 382