2.1. Социологическое изучение социальных институтов....................... 69
2.1.1. Понятие социального института и история
его изучения………………………………………………………..70
2.1.2. Институты и организации 74
Оглавление
2.2. СМИ как социальный институт.................................................................... 75
2.2.1. Специфические черты СМИ как социального
института........................................................................................................ 75
2.2.2. Масс-медиа и власть 78
2.3. Процесс формирования публичной сферы................................................ 79
2.3.1. Case-study — английские клубы................................................... 84
2.4. Порядки знаний — информационная основа социальных
институтов................................................................................................................. 93
2.4.1. «Академический порядок знаний» — научная коммуникация...... 100
2.4.2. Массовая коммуникация как конституционно-правовая сфера... 103
Черты повседневного знания, или Мнения.............................. 104
Противоречивость конституционно-правового
порядка............................................................................................... 105
2.4.3. Глобализация и международный информационный
порядок.......................................................................................................... 109
2.5. Исследовательские перспективы............................................................... 119
Вопросы для самостоятельной работы.......................................................... 122
Глава 3. Нормативные принципы и теории функционирования СМИ
3.1. Свобода слова как нормативный принцип
деятельности СМИ................................................................................................. 124
3.2. Свобода слова и современные масс-медиа............................................. 129
3.3. Модели функционирования СМИ.............................................................. 133
3.3.1. Авторитарная теория...................................................................... 134
3.3.2. Советская система массовой коммуникации........................... 137
3.3.3. Либертарианская теория............................................................... 138
3.3.4. Теория социальной ответственности......................................... 142
3.3.5. Модель демократического представительства....................... 145
3.3.6. Модель развития.............................................................................. 146
3.4. К социальной теории медиа: основные требования............................ 147
3.4.1. Свобода.............................................................................................. 148
3.4.2. Разнообразие..................................................................................... 149
3.4.3. Качество информации.................................................................... 151
3.4.4. Социальный порядок и солидарность....................................... 152
3.4.5. Культурный порядок...................................................................... 153
«Культурное гражданство».......................................................... 154
Оглавление
3.5. СМИ как «четвертая власть» и социальная миссия
журналистики.......................................................................................................... 156
3.5.1. Понятие власти (господства) и его смысл................................. 157
3.5.2. «Четвертая власть» versus социальная миссия........................ 159
3.6. Российские СМИ — четвертая власть?.................................................... 164
Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 174
Глава 4. Формирование социологии СМИ: основные идеи и этапы
4.1. Протокоммуникативистика — от Адама Смита
до Зигмунда Фрейда.............................................................................................. 175
4.2. Возникновение американской традиции
исследований СМИ: Чикагская школа............................................................. 187
4.2.1. «Первичная группа» — основа межличностной коммуникации (Ч. Кули) 189
4.2.2. Роль стереотипов в массовой коммуникации.......................... 190
4.2.3. Коммуникация как основа общества (Р. Парк)........................ 192
4.2.4. Концепция Г. Лассуэла.................................................................. 193
СМИ и пропаганда.......................................................................... 194
Структура коммуникации............................................................. 197
Анализ контроля сообщений........................................................ 198
Анализ содержания (контент-анализ)........................................ 200
Анализ аудитории и воздействия СМИ..................................... 204
Функции массовой коммуникации, по Г. Лассуэлу............... 206
4.3. Структурный функционализм в исследованиях массовой
коммуникации......................................................................................................... 207
4.3.1. Концепция П. Лазарсфельда........................................................ 211
Повторное открытие первичной группы.................................. 212
«Лидеры мнений»............................................................................ 213
«Личное влияние»............................................................................ 214
Двухступенчатая модель коммуникации.................................. 216
4.4. «Массовое убеждение»: исследования К. Ховланда........................... 218
4.5. Итоги второго этапа...................................................................................... 220
4.5.1. Развлечение — «наркотизирующая»
функция СМИ............................................................................................... 223
4.5.2. Типология функций (основных задач) масс-медиа
в обществе..................................................................................................... 228
Вопросы для самостоятельной работы........................................................... 231
Оглавление