Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы следует опираться на научные школы менеджмента с позиции их вклада в науку и практику управления качеством.
Рекомендуется рассмотреть национальные особенности систем качества, среди которых японская, европейская, американская системы управления качеством. Целесообразно проанализировать российский опыт управления качеством.
Вопросы для обсуждения
1. Формирование и развитие научных школ управления качеством.
2. Формирование и развитие американской школы управления качеством.
3. Основные положения японской школы управления качеством.
4. Вклад российских ученых в развитие теории и практики управления качеством.
Терминологический словарь: школа управления качеством, цикл Деминга (PDCA), «триада качества» Дж. Джурана, диаграмма К. Исикавы, методы Г. Тагути, жизненный цикл продукции.
Темы докладов:
1. Система управления качеством Форда-Тейлора.
2. Значение открытия статистического контроля качества У. Шухартом.
|
|
3. Японский менеджмент качества. Тагути и Исикава.
4. Вклад А. Фейгенбаум в развитие менеджмента качества.
5. Управление качеством в работах Э. Деминга.
6. Опыт советских систем качества.
7. Особенности развития американских систем качества.
8. Д. Джуран о менеджменте качества.
9. Причины успеха деятельности кружков качества
Общая схема доклада:
1. Краткий обзор школы (теории, концепции, истории развития) – 1 стр.
2. Положения, оказавшие влияние на формирование и развитие управления качеством – 1,5 стр.
3. Особенности влияния рассматриваемых систем качества на современные модели – 0,5 стр.
Задание для самостоятельной работы:
Заполните таблицу, отражающую основные отличия российской, американской и японской школ управления качеством
Таблица 1
Основные отличия российской, американской и японской школ управления качеством
Положение | Российская школа | Американская школа | Японская школа |
1. Подход к качеству | |||
2. Цель управления качеством | |||
3. Роль службы качества | |||
4. Роль высшего руководства | |||
5. Роль работников | |||
6. Влияние на организационную культуру |
Основная литература:
1. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
2. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 339 с.
3. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / В.М. Мишин – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 463 с.
|
|
4. Разумов В.И. Управление качеством. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2012.
5. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / Т.А. Салимова. – 2-е изд, стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 416 с.
Дополнительная литература:
1. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / Т.А. Салимова. – 2-е изд, стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 416 с.
2. Фрейдина Е.В. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Омега-Л, - 2012.