Семинар 5. МС ИСО серии 9000. Содержание процессного подхода к управлению качеством. Концепция постоянного улучшения

Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы необходимо рассмотреть особенности систем управления качеством, международные стандарты серии ИСО 9000:2005, 9001:2009, 9004:2009, отличие стандартов ИСО 9000 от российской системы управления качеством.

Вопросы для обсуждения

1. Роль, особенности и развитие МС ИСО серии 9000.

2. Принципы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО серии 9000.

3. Содержание и краткая характеристика стандарта ИСО 9000:2005.

4. Требования к системе менеджмента качества стандарта ИСО серии 9001.

5. Порядок внедрения МС ИСО 9000 и проверки системы качества.

6. Концепция постоянного улучшения.

7. Сущность процессного подхода к управлению качеством. Содержание этапов внедрения процессного подхода.

Темы докладов:

1. Как взаимосвязаны ТQМ и стандарты ИСО серии 9000?

2. Как взаимосвязаны стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003?

3. Особенности применения процессного подхода для менеджмента качества.

4. Сущность концепции постоянного улучшения.

5. Основные достоинства и недостатки существующих подходов к проведению улучшений.

6. Отличие стандартов ИСО серии 9000 от отечественной системы управления качеством.

Терминологический словарь: процесс, ветвь процесса, ключевые и критические процессы, процессный подход, результативность и эффективность процессов, «кайдзен».

Задание для самостоятельной работы:

Определите основные различия в подходах к управлению качеством при TQM и системе управления качеством на основе МС ИСО серии 9000, записав основные характеристики этих подходов и сравнив их.

Таблица 2

Различия между TQM и системой управления качеством
на основе МС ИСО серии 9000

Характеристики TQM МС ИСО серии 9000
1. Описание    
2. Характеристики    
3. Движущая сила    
4. Цели    
5. Культура    

Основная литература:

1. ГОСТ Р ИСО 9000: 2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.:ФГУП «Стандартинформ», 2008.

2. ГОСТ Р ИСО 9001: 2009. Системы менеджмента качества. Требования. М.: ФГУП «Стандартинформ», 2009.

3. ГОСТ Р ИСО 9004: 2010. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: ФГУП «Стандартинформ», 2010.

4. ГОСТ Р ИСО 10001-2009 Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2009.

5. ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.

6. ГОСТ Р ИСО 10003-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2009.

7. ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.

8. ГОСТ Р ИСО 10006-2005. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2005.

9. ГОСТ Р ИСО 10007-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.

10. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.

11. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.

12. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 339 с.

13. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / В.М. Мишин – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 463 с.

14. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / Т.А. Салимова. – 2-е изд, стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 416 с.

Дополнительная литература:

1. Горбунов А.В. Об особенностях применения процессного подхода // Методы менеджмента качества.- 2006.- № 11.

2. Горбунов А.В. Об одном определении процесса // Методы менеджмента качества.- 2006.- № 12.

3. Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

4. Набоков Э.П. Процессный подход к сертификации СМК // Методы менеджмента качества.- 2006.- № 8.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: