Методические рекомендации по изучению темы. При изучении данной темы необходимо рассмотреть особенности систем управления качеством, международные стандарты серии ИСО 9000:2005, 9001:2009, 9004:2009, отличие стандартов ИСО 9000 от российской системы управления качеством.
Вопросы для обсуждения
1. Роль, особенности и развитие МС ИСО серии 9000.
2. Принципы менеджмента качества в соответствии со стандартом ИСО серии 9000.
3. Содержание и краткая характеристика стандарта ИСО 9000:2005.
4. Требования к системе менеджмента качества стандарта ИСО серии 9001.
5. Порядок внедрения МС ИСО 9000 и проверки системы качества.
6. Концепция постоянного улучшения.
7. Сущность процессного подхода к управлению качеством. Содержание этапов внедрения процессного подхода.
Темы докладов:
1. Как взаимосвязаны ТQМ и стандарты ИСО серии 9000?
2. Как взаимосвязаны стандарты ИСО 9001, 9002 и 9003?
3. Особенности применения процессного подхода для менеджмента качества.
4. Сущность концепции постоянного улучшения.
5. Основные достоинства и недостатки существующих подходов к проведению улучшений.
6. Отличие стандартов ИСО серии 9000 от отечественной системы управления качеством.
Терминологический словарь: процесс, ветвь процесса, ключевые и критические процессы, процессный подход, результативность и эффективность процессов, «кайдзен».
Задание для самостоятельной работы:
Определите основные различия в подходах к управлению качеством при TQM и системе управления качеством на основе МС ИСО серии 9000, записав основные характеристики этих подходов и сравнив их.
Таблица 2
Различия между TQM и системой управления качеством
на основе МС ИСО серии 9000
Характеристики | TQM | МС ИСО серии 9000 |
1. Описание | ||
2. Характеристики | ||
3. Движущая сила | ||
4. Цели | ||
5. Культура |
Основная литература:
1. ГОСТ Р ИСО 9000: 2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.:ФГУП «Стандартинформ», 2008.
2. ГОСТ Р ИСО 9001: 2009. Системы менеджмента качества. Требования. М.: ФГУП «Стандартинформ», 2009.
3. ГОСТ Р ИСО 9004: 2010. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: ФГУП «Стандартинформ», 2010.
4. ГОСТ Р ИСО 10001-2009 Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по правилам поведения для организаций. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2009.
5. ГОСТ Р ИСО 10002-2007 Менеджмент организации. Удовлетворенность потребителя. Руководство по управлению претензиями в организациях. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.
6. ГОСТ Р ИСО 10003-2009 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Рекомендации по урегулированию спорных вопросов вне организации. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2009.
7. ГОСТ Р ИСО 10005-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по планированию качества. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.
8. ГОСТ Р ИСО 10006-2005. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества при проектировании. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2005.
9. ГОСТ Р ИСО 10007-2007 Менеджмент организации. Руководящие указания по управлению конфигурацией. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.
10. ГОСТ Р ИСО/ТО 10013-2007 Менеджмент организации. Руководство по документированию системы менеджмента качества. М.: ФГУП «Стандартнформ», 2007.
11. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 560 с.
12. Мазур И.И. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро. – 5-е изд., стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2009. – 339 с.
13. Мишин В.М. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / В.М. Мишин – 2-е изд. перераб и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 463 с.
14. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебник для студентов вузов / Т.А. Салимова. – 2-е изд, стер. – М.: Издательство «Омега-Л», 2010. – 416 с.
Дополнительная литература:
1. Горбунов А.В. Об особенностях применения процессного подхода // Методы менеджмента качества.- 2006.- № 11.
2. Горбунов А.В. Об одном определении процесса // Методы менеджмента качества.- 2006.- № 12.
3. Имаи М. Кайдзен: ключ к успеху японских компаний: пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.
4. Набоков Э.П. Процессный подход к сертификации СМК // Методы менеджмента качества.- 2006.- № 8.