исследователи высказывают т. зр., согласно к-рой содержание предмета марксистской Ф. сводится к исследованию процесса познания. По мнению других, предметом Ф. марксизма являются всеобщие диалектич. законы развития всего существующего. Первая из этих т. зр. не учитывает, что всякая теория познания предполагает опред. понимание, истолкование мира. Если же принять вторую т. зр., то в Ф. не найдется места специфич. законам общественно-историч. процесса, как и специфич. законам познания.
Развитие марксистской Ф. связано с появлением новых объектов исследования, неизвестных ранее проблем; это вызывает изменение предмета Ф. и усложнение ее структуры. Как и все осн. области совр. познания, марксистская Ф. представляет собой в наст, время систему дисциплин, каждая из к-рых в рамках общей для всей Ф. предметной области обладает своим особым предметом исследования. Практика исследовательской работы и преподавания показала целесообразность методич. разграничения диалектического и историч. материализма как двух осн. составных частей Ф. марксизма. В особые дисциплины выделяются также теория познания, филос. вопросы формальной логики, диалектич. логика, филос. антропология, филос. проблемы языка и др. Спец. области марксистской Ф. занимаются изучением филос. аспектов социально-политических, этич., эстетич. и культурологич. учений.
|
|
Место и роль марксистской Ф. в системе научного знания. Опыт истории показывает, что Ф. необходимо должна опираться на совокупность добытых человечеством знаний, что все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени. Вопреки этим фактам нек-рые философы-марксисты выдвигают тезис о том, что Ф. должна развиваться в своем собств. лоне, а опора на данные совр. науки, обобщение ее достижений рассматривается ими как сползание на позиции сциентизма, как потеря Ф. своей специфики и превращение ее в придаток спец. науки. Принятие этого тезиса означает не только отказ от принципа научности Ф., но и отрицание необходимости взаимообмена Ф. и спец. наук, необходимости, убедительно доказанной всей историей познания. Достаточно сказать, что мн. фундаментальные положения совр. науки были выдвинуты Ф.: концепция атомизма, идея рефлекса, сохранения количества движения, принцип детерминизма, идея развития и т. д. Уже в 20 в. Ленин сформулировал важнейший для совр. естествознания принцип неисчерпаемости материи. В тесной связи с Ф. разрабатываются совр. теории пространства и времени, принципы сохранения и др. В свою очередь, прогресс науки обогащал и обогащает Ф. Все крупнейшие науч. открытия непосредственно развивали основы филос. мировоззрения, означали продвижение вперед в области методов мышления. Создание марксизма-ленинизма радикально изменило как понимание социальных процессов, так п весь строй науч. мировоззрения.
|
|
Ф. не подменяет спец. науки, а лишь вооружает их общим методом познания, теорией мышления, и благодаря этому она занимает ключевую позицию в системе наук. Область применения методов спец. наук обычно ограничивается рамками предмета данной науки. В отличие от этого, методы Ф. имеют универс. характер. Но они прилагаются к спец. областям знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, (применимых к обобщению конкретного материала соответствующей науки. Развитие совр. науки показы-I вает, что наиболее адекватным универс. методом для I нее оказывается материалистич. диалектика: матерна-I лизм побуждает отыскивать реальные основания для I любых порождений теоретич. мысли, а диалектика поз-[ воляет исследователю, при прочих равных условиях, | глубже проникать в суть вещей (это подтверждается
примерами Лейбница и Ламарка, Дарвина и Эйнштейна, Маркса, Энгельса и Ленина). Именно «...диалектика является для современного естествознания наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым метод объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей природы, для переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1969, с. 27). Т. о., изолировать спец. науки от Ф.— значит обрекать ученых на лишение ми-ровоззренч. и общеметодологич. принципов исследования. Тщетность попыток поставить науку вне Ф. убедительно продемонстрирована историей развития неопозитивизма. Даже тогда, когда ученому кажется, что он опирается только на логпч. аппарат своей узкой области, он в действительности пользуется совокупными результатами познават. деятельности всего человечества, зафиксированными в филос. категориях. Сознат. приобщение к филос. культуре позволяет специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования, крайне отрицательную в условиях совр. 5'зкоспециализированной науч. деятельности. Это особенно важно в науке 20 в., когда естествознание испытывает огромное влияние интегрирующих тенденций, проявляющихся в попытках построения общей теории элементарных частиц, общей теории бпологпч. эволюции, общей теории систем и т. д. Обобщения такого уровня невозможны без солидной философской базы.
В различных областях совр. науки все более важной становится разработка методологич. проблематики — анализ логич. аппарата, типов и способов построения теории, соотношения эмпирич. и теоретич. уровней познания, исходных понятий и аксиом науки и т. п. Все эти проблемы носят непосредственно филос. характер и требуют объединения усилий философов и представителей соответствующих наук.
Разумеется, место Ф. в науч. познании измеряется не рамками отд. опыта, а развитием науки в целом; оно выявляется на уровне выдвижения и обоснования фундаментальных гипотез, построения теорий, выявления и разрешения внутр. противоречий теории, раскрытия сущности исходных понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них, разработки методов исследования и т. д. Особенно же важна роль филос. анализа в кризисных ситуациях и революциях в науке, отражающих диалектич. путь познания. В таких ситуациях, суть к-рых составляет противоречие сложившейся системы понятий и вновь открытых фактов, выход из кризиса достигается лишь путем обращения к филос. основаниям и предпосылкам соотв. науки. Пренебрежение же к Ф. ведет здесь к грубым ошибкам мировоззренч. и методологич. характера. Энгельс справедливо отмечал, что Ф. мстит за себя тем естествоиспытателям, к-рыс покинули ее. Не случайно такие ученые, как Гейзенберг и Планк, де Вройль и Борн, Эйнштейн и Фок, подчеркивают громадную роль филос. мировоззрения в науч. исследовании.
|
|
Науч. значимость марксистской Ф. имеет исключительно важный социальный аспект: она позволяет понять закономерную связь развития естествознания с социальными условиями эпохи, осмыслить социальную значимость науч. открытий и их приложений.
В условиях совр. научно-технич. революции и гигантских социальных сдвигов перед человечеством возникают кардинальные социальные вопросы. Какова связь и взаимозависимость различных сторон всемирного революционного процесса, охватившего всю нашу планету? Каковы его движущие силы? К каким последствиям может привести народы происходящая научно-технич. революция? Почему возникают такие противоречия, когда силы, созданные и приведенные в дви-
ФИЛОСОФИЯ 345
женио разумом и руками человека, обращаются против самого человека и его разума? На эти и др. вопросы может дать научно обоснованный ответ только марксистско-ленинская Ф.
В обстановке острой идеологич. борьбы представители спец. областей знания, не вооруженные науч. мировоззрением и методологией, нередко оказываются беспомощными перед натиском бурж. идеологии. «Чтобы выдержать эту борьбу и провести ее до конца с полным успехом, естественник должен быть современным материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен Марксом, то есть должен быть диалектическим материалистом» (Ленин В. И., Соч., т. 33, с. 207).
Марксистско-ленинская Ф. является мировоззренч. и методологич. основой для всего социального познания. Она вооружает социальную мысль пониманием общих закономерностей псторич. развития человечества. Марксизм-ленинизм разработал псторнко-ыатериалнстич. понимание обществ, жизни как закономерного процесса, в к-ром способ производства материальной жизни первичен по отношению к продуктам духовной деятельности. Осн. законы и категории Ф. марксизма обязывают идти в изучении обществ, процесса от материальных явлений к духовным, рассматривать все явления социальной жизни в их взаимодействии и противоречии, в пх развитии.
|
|
Марксистско-ленинская Ф. и политика. Захватывая коренные проблемы человеч. существования, Ф. начиная с древних времен являлась не просто личным делом отд. мыслителей, школ или спором между представителями различных направлений. Она всегда служила одним из осн. орудий идейной борьбы различных социальных групп, духовной ареной столкновения политич. партий. По самой своей сути и функции мировоззрение носит классовый и тем самым партийный характер. Каков обществ, класс, каково его положение и место в системе обществ, отношений и вытекающая отсюда исторнч. миссия, таково п его филос. мировоззрение.
Борьба классов в истории общества получает свое выражение в борьбе мировоззрений, а эта последняя ведется на всем протяжении развития классового общества. Особую остроту она приобретает в переломные эпохи истории. Именно в эти периоды резко возрастает потребность в филос. осмыслении совершающихся социальных процессов, обостряется протнвоборчество сил прогресса н реакции не только в области политики и экономики, но и в идеологии, в Ф. Так, в эпоху Возрождения духовной диктатуре релпг. мировоззрения были противопоставлены идеи филос. материализма и гуманизма, а революция в умах, осуществленная идеологами нарождавшейся буржуазии, была введением к социальной революции. Ф. французских просветителей явилась идеологич. предпосылкой для франц. бурж. революции, а нем. классич. Ф.— для бурж. революции в Германии. Марксистско-ленинское мировоззрение нашло свое многообразное практич. воплощение в целой полосе социалистпч. п народно-демократич. революций. Идеологич. роль Ф. особенно возросла в совр. эпоху, когда повсеместно обостряется борьба сил социализма, мира и демократии против сил империализма, борьба между коммунисТич. п бурж. мировоззрением.
Социально-политич. значение марксистско-ленинской Ф. определяется тем, что она является теоретич. основой мировоззрения пролетариата и науч. путем доказывает неизбежность гибели капитализма и победы социализма и коммунизма. Лишь марксистско-ленинское мировоззрение, превратившее социализм из утопии в науку, указало пролетариату и его партии единственно верный путь борьбы за построение коммунизма. Этот действенный характер марксистской
Ф. вытекает из всех ее принципов, адекватно отражающих жизнь в ее динамике, в ее перспективе.
Материалпстич. понимание истории приводит к оп-редел. политич. выводам: путь к устранению социальных бедствий лежит не в перестройке сознания людей, а прежде всего в изменении обществ, бытия. Как подчеркивал Ленин, люди всегда были и будут глупенькими жертвами обмана и самообмана в политике, пока они не научатся за любыми нравственными, религ., политич., социальными фразами, заявлениями, обещаниями разыскивать интересы тех или иных классов. А интересы классов есть выражение их обществ, бытия. В отличие от всех разновидностей идеализма, материалпстич. мировоззрение исходит из того, что материальная сила должна быть опровергнута материальной же силой. Сама идея социальной революции, порожденная капиталистич. действительностью, тесно связана с диалектич. подходом к обществ, явлениям: материалпстич. диалектика отвергает все косное, консервативное, обветшалое; она признает и освещает непрерывное движение вперед, смелую рево-люц. борьбу за переустройство мира.
Марксистская Ф. составляет мировоззренческую и методологич. основу программы, стратегии, тактики и политики коммунистич. и рабочих партий, их практич. деятельности. Политич. линия марксизма всегда и по всем вопросам «...неразрывно связана с его философскими основами» (там же, т. 15, с. 374). Поэтому защиту филос. основ марксизма-ленинизма марксистские партии рассматривают как свое важнейшее дело. Опыт нек-рых партий показал, что если партия в своей политич. деятельности исходит не из диалектики и материализма, то она приходит к односторонности и субъективизму, к закостенению мысли, к отрыву от практики, к потере способности давать правильный анализ событиям, к ревизионистским или догматич. ошибкам, к ошибкам в политике.
Субъективизм в Ф. и волюнтаризм или даже авантюризм в политике всегда шли рука об руку. Идеологи буржуазии, а вслед за ними и ревизионисты проповедуют принцип деидеологизации Ф., т. е. идею о том, что Ф. должна возвышаться над практическими/ политич. интересами определ. социальных групп, классов, партий. Сторонникам этого принципа можно напомнить слова Маркса, к-рый сказал о Фейербахе, что он «...слишком много напирает на природу и слишком мало —на политику. Между тем, это — единственный союз, благодаря которому теперешняя философия может стать истиной» (М а р к с К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2изд., т. 27, с. 375). Марксистско-ленинский принцип единства Ф. и политики ориентирует на осознание глубокой связи этих двух сфер и вместе с тем он несовместим с вульгаризаторскими попытками растворить Ф. в текущей политике. Еще Гегель в свое время высмеял претензии на «деидеологи-зацию» социального познания и его беспартийность (см. Соч., т. 3, М., 1956, с. 330). Идее «беспартийности», являющейся по сути дела далеко не беспартийной идеей, марксизм открыто противопоставляет фундаментальный ленинский принцип партийности. Ленин подчеркивал, что «беспристрастной» социальной науки не может быть в обществе, построенном на классовой борьбе, что «...ни один живой человек не может не становиться на сторону того или другого класса (раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса, не может не огорчаться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому классу, на тех, кто мешает его развитию распространением отсталых воззрений и т. д. и т. д.» (Соч., т. 2, с. 498—99). Показывая, что «беспартийность», «беспристрастность» Ф. в бурж. обществе есть лишь лицемерие, прикрытое выражение принадлежности к партии угнетателей,