тивному системосозиданию, характерному, в частности, для абс. идеализма. У них оно не носит, однако, той ярко выраженной антиметафизич. направленности, к-рая характерна для неопозитивизма 20—30-х гг. Хотя неопозитивизм этого периода и можно рассматривать как форму Ф. а., сами неопозитивисты не считали анализ самоцелью, а использовали его лишь как средство достижения системы «унифицированного знания». Само понятие Ф. а. получает распространение после 2-й мировой войны прежде всего в связи с тем, что позитивизм 20 в. оказался не в состоянии реализовать программу исследования, исходящего из к.-л. четкой модели познания (в частности, логического позитивизма). В связи с этим возникает тенденция, сохранив идею анализа как антитезу метафизики, максимально либерализировать эту идею, создать представление о филос. беспредпосылочности анализа, не связывая его с к.-л. заранее предписанной программой. Так, напр., представители лингвистич. философии отбрасывают не только онтологич. учение традпц. философии, но, отвергая возможность к.-л. целостной концепции природы и границ знания, обвиняют в метафизичности также и гносеологию логич. позитивизма с его принципами проверяемости, «непосредственно данного» и т. д.; против «жесткого» гносеоло-гич. постулата демаркации аналитпч. и синтетнч. суждений выступают логические прагматисты (Куайн и др.). «Либерализация» принципа анализа идет и по линии выбора самой техники анализа. Ряд англ. представителей Ф. а. выступает против сведения анализа к логич. анализу языка науки и против абсолютизации совр. математпч. логики как аппарата анализа, упрекая логич. позитивистов в чрезмерном сциентизме и «логицистской схоластике». Подчеркивается, что анализ не должен ограничиваться «внутр.» вопросами той или иной языковой или концептуальной системы, но включает также «внешние» вопросы целесообразности выбора самой системы. Единств, принципом, объединяющим Ф. а., остается принцип рассмотрения филос. деятельности как анализа яз. средств познания. Однако такое понимание анализа, выработанное с целью сохранить позитивистскую его интерпретацию как антиметафнзики, заключает в себе тенденцию превращения анализа в «чистую технпку». Причем здесь анализ либо сливается с конкретными логич. или лингвистич. исследованиями и тем самым окончательно теряет филос. направленность, либо соединяется с др. филос. концепциями, в т. ч. и антипозитивистскими (неотомизм, экзистенциализм). Среди направлений Ф. а. в наст, время можно выделить логический эмпиризм — непосредственное продолжение логич. позитивизма 30-х гг. (Карнап, Фейгль, Гемпель, Ф. Франк, Рейхенбах), и т. н. логический прагматизм (Куайн, Гудмен, Пап, М. Уайт) в США, составляющие вместе философию логического анализа.
|
|
|
|
Философии логич. анализа внутри Ф. а. в целом противостоит т. н. лингвистическая ф и л о с о-ф и я, или философия обыденного языка, распространенная гл. обр. в Великобритании. Известное влияние она имеет также в США, в Австралии и в скандинавских странах. Исследования, осуществляемые в рамках исходной позиции философии обыденного языка, иногда не совсем корректно называют «семантич. анализом», к-рый здесь необходимо отличать как от логико-семантич. анализа (Карнап, Тарский и др.), являющегося разновидностью логического анализа, так и от общей с е м а н т и к и — направления, близкого к лингвистич. философии. Ряд философов, занимающихся анализом языка науки, трудно причислить к какому-либо определ. направлению Ф. а. (У. Селлерс, Нагель — в США, С. Тулмин, Р. Брейт-вейт — в Великобритании и др.).
Тенденции, связанные с критикой огранич. понимания анализа, находят, в частности, свое выражение в усилении в послевоен. период влияния лингвистич. философии, к-рая усматривает цель анализа не в построении искусств, языков на основе исчислений совр. математ. логики, а в детальном анализе самого естеств. разговорного языка со всеми его нюансами. Задача «аналитика», по мнению представителей лингвистич. философии, не в том, чтобы реформировать язык в соответствии с нек-рой логич. нормой, а в том, чтобы, уясняя действит. характер употребления языка, устранять путаницу, появляющуюся благодаря нашему недопониманию языка. В частности, такая деятельность способствует выявлению неправильностей употребления языка, к-рые приводят к постановке метафизич. проблем (якобы возникающих в результате неправомерного расширения обыденного словоупотребления). В итоге задача анализа, по мнению представителей лингвистич. философии, состоит в замене выражения, вызывающего путаницу и затруднение, равным ему по значению, но ясным по смыслу утверждением. Поскольку объектом исследования является не язык науки, а обыденный язык, лингвистическая философия находится в решит, оппозиции к «сциентистскому ригоризму» логич. позитивистов. Это открывает возможность анализа таких проблем, где нет еще сложившегося науч. аппарата, выработанных формализмов и терминологии, обособленной от обыденного языка (ряд проблем философии, этики, эстетики и т. п.).
Первым оформленным течением лингвистич. философии в Англии была «Кембридж екая школ а» последователей позднего Витгенштейна. После 2-й мировой войны наибольшее влияние получают представители «оксфордской школы» (Райя, Дж. Остин, П. Строусон и др.). Их взгляды характеризуются сочетанием идей позднего Витгенштейна с аналитпч. идеями Мура. Соглашаясь с Витгейнштейном и кембриджскими аналитиками в том, что анализ выполняет негативную функцию элиминации метафизич. проблем, оксфордские аналитики одновременно настаивают на том, что анализ может дать и позитивные результаты, связанные с выяснением деталей и нюансов употребления языковых выражений. Двигаясь в русле критики Витгенштейном понимания значения как некоей сущности, лежащей за пределами языка в области объектов или психич. явлений, они утверждают, что правильнее ставить вопрос не о значении, а о той роли, к-рую призвано выполнять данное языковое выражение, и о тех условиях, при к-рых оно адекватно выполняет эту роль.
«Оксфордская школа» настойчиво проводит идею о разнообразии и своеобразии языковых явлений, выступая против всякой тенденции к унификации языка, к сведению выражений одних видов к другим, что было характерно, в частности, для раннего логич. позитивизма. В недостаточной дифференцированное™ типов выражений оксфордские аналитики видят источник традицпонно-филос. псевдопроблем. Так, Райл рассматривает группу выражений, «систематически вводящих в заблуждение», одинаковость грамматич. формы к-рых маскирует их действит. различие по логич. типу. Такое отнесение выражений к логич. типу, к к-рому они в действительности не принадлежат, вызванное неуменьем дифференцировать типы выражений и способствующее «метафизической путанице», Райл называет «категориальной ошибкой». Примером последней для него является традиц. учение о духе и теле, к-рое рассматривает слова, обозначающие пепхич. состояния, как наименования нек-рых «сущностей», тогда как, согласно Райлу, их нужно отнести к др. логич. типу, а именно к диспозиционалъ-ным предикатам. Практика оксфордских философов по анализу деталей и оттенков яз. выражений полу-
|
|
ФИЛОСОФИЯ АНАЛИЗА—ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ
чипа наибольшее воплощение в работах Дж. Остина, для к-рого деятельность философа-аналитика превращается в своего рода лексикографию. Подобное измельчание филос. проблематики, достигшее своего апогея в сер. 50-х гг., вызвало реакцию даже в среде самой лингвистич. философии, нек-рые представители к-рой вновь обращаются к метафизич. проблематике (П. Строусон, С. Хэмпшир).
Уход от жизненно важных вопросов философии, науки и идеологии, «схоластич.» тенденции наряду со снобистской претенциозностью, внутр. противоречивость концепций — все это вызывает критику лингвистич. философии даже в лагере самой Ф. а. (Рассел). Справедливая критика попыток всеохватывающей реформы языка посредством построения «логически совершенного языка» сопровождается в лингвистич. философии отказом от исследования языка на основе к.-л. целостной теоретич. платформы и по существу превращается в канонизацию существ, форм языка. Подчеркивание разнообразия и своеобразия функций языка превращается в «культ полиморфизма», сопровождающийся отказом от науч. обобщений при исследовании языка. Апологетика «обыденного языка» и «здравого смысла» связана с непониманием специфики развития науч. (в т. ч. философского) познания, к-рое использует в новых познават. ситуациях старые, имеющиеся формы «обыденного языка» и связанные с ними представления «здравого смысла», в то же время видоизменяя пх содержание и значение. Не раскрывая генезиса языковых форм в процессе обществ, практики, лингвистич. философия, подобно всем неопозитивистским течениям, метафизически разрывает содержание познания и его языковую форму, рассматривая последнюю как нечто самодовлеющее, независимое от содержания. Но, несмотря на несостоятельность лингвистич. философии, претендующей на «революцию в философии», на определение подлинных задач филос. деятельности и способов их решения, исследования представителей лингвистич. философии дают известные результаты по анализу логич. структуры обыденного языка и изучению его семантич. ресурсов.
|
|
В целом Ф. а. является реакцией на спекулятивное мышление в условиях господства позитивистского мышления. Ф. а. приводит либо к ликвидации философии как самостоят, науки, к подмене ее логико-лингвпстич. анализом, либо к возвращению в завуалированной форме, в рамках анализа, к традиц. проблемам филос. характера.
Лит.: Геллиер Э., Слова и вещи. пер. с англ., М., 1962; Нарский И. С, В тупике лингвистич. философии, «ВФ», 1963, Л"° 3; Бегиашвили А. Ф., Совр. англ. лингвистич. философия, Тб., 1965; Богомолов А. С, Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, М., 1964, гл. 9—10; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер.с англ., М., 1965, ч. 5; Ш в ы р е в В. С, Неопозитивизм и проблемы эмпирич. обоснования науки, М., 1966; Совр. идеалистич. гносеология, М., 1968, разд. 1; Ryle G., Systematically misleading expressions, «Proc. of Aristotelian Society», 1932, v. 32; его же, The concept of mind, L., [1959]; Logic and language, ed. with introd. by A. Flew, ser. 1—2, Oxf., 1952— 1953; Evans J. L., On meaning and verification, «Mind», 1953, v. 62; Wisdom J., Philosophy and psycho-analysis, Oxf., 1953; Wittgenstein L., Philosophical investigations, Oxf., 1953; Black M., Problems of analysis, Ithaca (N.Y.), 1954; Pap A., Analytische Erkenntnistheorie, W., 1955; The revolution in philosophy, [ed.] by G. Ryle, L.—N.Y., 1956; Hampshire S., Thought and action, L., 1959; Charles worth M. J., Philosophy and linguistic analysis, Pittsburgh, 1959; Strawson P. F., The individuals. An essay in descriptive metaphysics, L., 1961; Austin J. L., Sense and sensibilia, Oxf., 1962; The philosophy of R. Carnap, ed. by P. A. Schilpp, La Salle (111.) — L., [1963]; L a z e r o-witz M., Studies in metaphilosophy, L.—N.Y., [1964]; Hemp el C. G., Aspects of scientific explanation and other essays in philosophy of science, N.Y.—L., [1965]. См. также лит-ру к ст. Логический атомизм. Логический позитивизм, Логического анализа философия, Неопозитивизм.!
В. Швырев. Москва.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — философское направление, рассматривающее все существующее как фор-
му проявления жизни, некой изначальной реальности, к-рая не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. К Ф. ж. принадлежат Ницше, Дильтей, Бергсон, Зиммелъ, Шпенглер, Клагес; к ней близки также Шелер, Джемс, Г. Кайзерлпнг, Ортега-и-Гасет, Вяч. Иванов, Степун. Ф. ж. возникает в 60—70-х гг. прошлого века, наибольшего влияния достигает в первой четверти 20 в.: впоследствии ее значение уменьшается, но ряд ее принципов заимствуется такими направлениями, как экзистенциализм, персонализм и др. К Ф. ж. тяготеют, во-первых, неогегельянство с его стремлением создать науки о духе как жпвом и творч. начале, в противоположность наукам о природе (так, Дильтей, напр., может быть назван и представителем неогегельянства); во-вторых, прагматизм с его пониманием истины как полезности для жизни (эта идея была до прагматистов высказана Ницше); в-третьих, феноменология с ее требованием непосредств. созерцания феноменов как целостностей, в отличие от опосредствующего мышления, конструирующего целое из его частей.
Идейными предшественниками Ф. ж. являются в первую очередь нем. романтики, с к-рыми Ф. ж. роднит антнбурж. настроенность, тоска по сильной, нерас-щепленной индивидуальности. Как и романтизм, Ф. ж. отталкивается от механистически-рассудочного мировоззрения и тяготеет к органическому. Это выражается не только в ее требовании непосредственно созерцать единство организма (здесь образцом для всех нем. представителей Ф. ж. является Гёте), но и в жажде «возвращения к природе» как органич. универсуму, что рождает тенденцию к пантеизму. Наконец, в русле Ф. ж. возрождается характерный особенно для Иенской школы и романтич. филологии с ее учением о герменевтике интерес к историч. исследованию таких «живых целостностей», как религия, искусство, язык и др.
Гл. понятие Ф. ж. — «жизнь» неопределенно и многозначно; в зависимости от его истолкования можно различить варианты Ф. ж. Прежде всего «жизнь» берется в ее биологич.-натуралистич. значении как бытие живого организма в отличие от механизма, как «естественное» в противоположность «искусственному», самобытное в противоположность сконструированному, изначальное в отличие от производного. Это течение, восходящее к Шопенгауэру и связанное с именами Ницше, Клагеса и Т. Лессинга (сюда же относятся гол-ланд, анатом Л. Больк, палеограф и геолог Э. Даке, этнолог Л. Фробениус и др.), представляет наименьший филос. интерес. Оно, оказавшись наиболее доступным широким слоям общества, сыграло роковую роль в формировании фашистской идеологии в Германии прежде всего своей оппозиционностью к «духу» и «разуму», к-рый рассматривается как болезнь, склонностью к примитиву и культу силы. Сильный нозитивистско-натуралистич. мотив обнаруживается здесь также в попытке свести любую идею к «интересам», «инстинктам» индивида или обществ, группы. Добро и зло, истина и ложь объявляются «красивыми иллюзиями» (см. Фикционализм); в прагматическом духе добром и истиной оказывается то, что усиливает жизнь, злом и ложью — то, что ее ослабляет. Для этого типа Ф. ж. характерна подмена личностного начала индивидуальным, а индивида — родом (тотальностью). На этой почве рождается органицистская трактовка общества, характерная для социологии и истории начала века. Другой вариант Ф. ж.связав с космологич.-метафизич. истолкованием жизни; гл. представитель — Бергсон. Жизнь здесь понимается как некая космич. витальная сила, «жизненный порыв», сущность к-рого в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; причем биологич. форма