Философия. Именно здесь складывается ставшее каноническим чле­нение ф



Именно здесь складывается ставшее каноническим чле­нение Ф. на учение о бытии (онтология), учение о познании (в 19 в. получившее название гносеологии), учение о душе (рацион, психология), учение о нрав­ственности, эстетику, логику. Хотя само это членение в дальнейшей истории Ф. подвергается модификациям и критике с различных позиций, в общем и целом оно сохраняется и закрепляется всем последующим раз­витием. Важно подчеркнуть, что вопрос о структуре Ф. отнюдь не сводится к внешней систематизации филос. знания, он теснейшим образом связан с прин­ципиальным подходом к природе филос. знания, с пониманием его задач, с тем или иным решением осн. вопроса Ф., с определ. пониманием филос. метода, с уровнем филос. самосознания. Если для классич. ме­тафизики 18 в. характерно некрптич. отношение к структуре Ф. и сама эта структура рассматривается как преднайденная,то начиная с Канта вопрос о струк­туре Ф. становится принципиальной проблемой филос. исследования, требующей своего особого обоснования. В понимании структуры Ф., в определ. трактовке взаи­моотношения между ее элементами, в выделении некоторых из них в качестве главных, а других—в ка­честве подчиненных, в гипертрофировании одних и эли­минировании других, — во всем этом проявляется само содержание, принципиальный характер той пли иной филос. доктрины. Так, у Канта элиминируется уче­ние о бытии, а главными элементами становятся учение о теоретич. познании и о нравственности; специфнч. чертой системы Гегеля становится отождествление классич. компонентов Ф.— учения о бытии, учения о познании и логике, и вместе с тем в качестве особых компонентов, определяющих своеобразие гегелевско­го подхода к Ф., выделяются феноменология духа, Ф. природы, Ф. истории, Ф. духа. Еще более резко эта черта обнаруживается в новейшей бурж. Ф. На­чиная с неокантианства в качестве принципиально важного компонента Ф. выделяется учение о ценностях (аксиология), что связано с расширением и переосмыс­лением предмета Ф.; при этом характерно, что в баден-ской школе такой подход приводит к трактовке тео­рии познания как части аксиологии. В феноменологии и неореализме учение о познании онтологизнруется и тем самым теория познания сливается с онтологией. Экзистенциализм дает новую интерпретацию онтоло­гии, основанную на понимании бытия как априорных структур человеч. существования. В неопозитивизме Ф. сводится к учению о методе, понимаемом в фор-мальнологлч. духе и противопоставляемом как клас­сич. онтологии, так и классич. гносеологии.

В. Лекторский, А. Огурцов, В. Швырев, Э. Юдин. Москва.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: