Именно здесь складывается ставшее каноническим членение Ф. на учение о бытии (онтология), учение о познании (в 19 в. получившее название гносеологии), учение о душе (рацион, психология), учение о нравственности, эстетику, логику. Хотя само это членение в дальнейшей истории Ф. подвергается модификациям и критике с различных позиций, в общем и целом оно сохраняется и закрепляется всем последующим развитием. Важно подчеркнуть, что вопрос о структуре Ф. отнюдь не сводится к внешней систематизации филос. знания, он теснейшим образом связан с принципиальным подходом к природе филос. знания, с пониманием его задач, с тем или иным решением осн. вопроса Ф., с определ. пониманием филос. метода, с уровнем филос. самосознания. Если для классич. метафизики 18 в. характерно некрптич. отношение к структуре Ф. и сама эта структура рассматривается как преднайденная,то начиная с Канта вопрос о структуре Ф. становится принципиальной проблемой филос. исследования, требующей своего особого обоснования. В понимании структуры Ф., в определ. трактовке взаимоотношения между ее элементами, в выделении некоторых из них в качестве главных, а других—в качестве подчиненных, в гипертрофировании одних и элиминировании других, — во всем этом проявляется само содержание, принципиальный характер той пли иной филос. доктрины. Так, у Канта элиминируется учение о бытии, а главными элементами становятся учение о теоретич. познании и о нравственности; специфнч. чертой системы Гегеля становится отождествление классич. компонентов Ф.— учения о бытии, учения о познании и логике, и вместе с тем в качестве особых компонентов, определяющих своеобразие гегелевского подхода к Ф., выделяются феноменология духа, Ф. природы, Ф. истории, Ф. духа. Еще более резко эта черта обнаруживается в новейшей бурж. Ф. Начиная с неокантианства в качестве принципиально важного компонента Ф. выделяется учение о ценностях (аксиология), что связано с расширением и переосмыслением предмета Ф.; при этом характерно, что в баден-ской школе такой подход приводит к трактовке теории познания как части аксиологии. В феноменологии и неореализме учение о познании онтологизнруется и тем самым теория познания сливается с онтологией. Экзистенциализм дает новую интерпретацию онтологии, основанную на понимании бытия как априорных структур человеч. существования. В неопозитивизме Ф. сводится к учению о методе, понимаемом в фор-мальнологлч. духе и противопоставляемом как классич. онтологии, так и классич. гносеологии.
|
|
В. Лекторский, А. Огурцов, В. Швырев, Э. Юдин. Москва.