История зарубежной литературы 8 страница

Сюжет связывает «Гамлета» с традицией английской «трагедии мести». Гениальность драматурга проявляется в новаторской трактовке проблемы мести — одного из важных мотивов трагедии.

Гамлет совершает трагическое открытие: узнав о смерти отца, поспешном браке матери, услышав рассказ Призрака, он открывает несовершенство мира (это завязка трагедии, после которой действие быстро развивается, Гамлет на глазах взрослеет, превращаясь за несколько месяцев фабульного времени из юноши-студента в 30-летнего человека). Следующее его открытие: «время вывихнуто», зло, преступления, коварство, предательство — нормальное состояние мира («Дания — тюрьма»), поэтому, например, королю Клавдию нет необходимости быть могущественной личностью, спорящей со временем (как Ричарду III в одноименной хронике), напротив, время на его стороне. И еще одно следствие первооткрытия: чтобы исправить мир, победить зло, Гамлет сам вынужден встать на путь зла. Из дальнейшего развития сюжета вытекает, что он прямо или косвенно виновен в смерти Полония, Офелии, Розенкранца, Гильденстерна, Лаэрта, короля, хотя только эта последняя диктуется требованием мести.

Месть, как форма восстановления справедливости, таковой была только в старые добрые времена, а теперь, когда зло распространилось, она ничего не решает. Для подтверждения этой мысли Шекспир ставит перед проблемой мести за смерть отца трех персонажей: Гамлета, Лаэрта и Фортинбраса. Лаэрт действует не рассуждая, сметая «правых и неправых», Фортинбрас, напротив, вовсе отказывается от мести, Гамлет же ставит решение этой проблемы в зависимости от общего представления о мире и его законах. Подход, обнаруживаемый в развитии Шекспиром мотива мести (персонификация, т. е. привязывание мотива к персонажам, и вариативность) реализован и в других мотивах.

Так, мотив зла персонифицирован в короле Клавдии и представлен в вариациях невольного зла (Гамлет, Гертруда, Офелия), зла из мстительных чувств (Лаэрт), зла из услужливости (Полоний, Розенкранц, Гильденстерн, Озрик) и т. д. Мотив любви персонифицирован в женских образах: Офелии и Гертруды. Мотив дружбы представлен Горацио (верная дружба) и Гильденстерном и Розенкранцем (измена друзей). Мотив искусства, мира-театра, связан как с гастролирующими актерами, так и с Гамлетом, представляющимся безумным, Клавдием, играющим роль доброго дяди Гамлета, и т. д. Мотив смерти воплощен в могильщиках, в образе Йорика. Эти и другие мотивы вырастают в целую систему, представляющую собой важный фактор развития сюжета трагедии.

Л. С. Выготский видел в двойном убийстве короля (шпагой и ядом) завершение двух разных сюжетных линий, развивающихся через образ Гамлета (этой функции сюжета). Но можно найти и другое объяснение. Гамлет выступает как судьба, которую каждый себе приготовил, готовя его смерть. Герои трагедии погибают, по иронии судьбы: Лаэрт — от шпаги, которую он смазал ядом, чтобы под видом честного и безопасного поединка убить Гамлета; король — от этой же шпаги (по его предложению, она должна быть настоящей, в отличие от шпаги Гамлета) и от яда, который приготовил Король на случай, если Лаэрт не сможет нанести Гамлету смертельный удар. Королева Гертруда по ошибке выпивает яд, как она по ошибке доверилась королю, творившему зло тайно, в то время как Гамлет делает все тайное явным. Фортинбрасу, отказавшемуся от мести за смерть отца, Гамлет завещает корону.

У Гамлета философский склад ума: от частного случая он всегда переходит к общим законам мироздания. Семейную драму убийства отца он рассматривает как портрет мира, в котором процветает зло. Легкомыслие матери, столь быстро забывшей об отце и вышедшей замуж за Клавдия, приводит его к обобщению: «О женщины, вам имя — вероломство». Вид черепа Йорика наводит его на мысли о бренности земного. Вся роль Гамлета построена на том, чтобы тайное сделать явным. Но особыми композиционными средствами Шекспир добился того, чтобы сам Гамлет остался вечной загадкой для зрителей и исследователей.

Билет № 13

1. Почему миф о «о гневе Ахилла» становится центральным в «Илиаде»?

2. Роль образа Офелии в трагедии «Гамлет».

1. Гнев Ахиллеса - завязка повествования. Оскорблённый Агамемноном, отобравшим у него наложницу Брисеиду, воин устраняется и не принимает участия в сражениях с троянцами. Ахиллес - эпический герой, представление народа о себе самом. (Имеет наполовину божественное происхождение. Мать морская богиня Фетида, купая его в священных водах Стикса, держа за пятку. Отсюда единственное уязвимое место героя — пятка.)Виноват Агемемном,а отвечает все войско т. к. родовая община,все за одного.Ахилл оскорблен,то что вождь отвергает законы племени.(агемемном чувствует себя уже царем).З ащищает интересы племени,проявляет -индивидуализм. Переходный период(от классового до родового,общинного общества к классовому рабовладельческому обществу)Противоречия: Основной конфликт в Илиаде-конфликт эпического плана,является важным в истории развития чел-ва ступенька от одного уклада к другому.2.Против коллективного сознания,рождается представления о личности.(появляются нищие,патриархальное общество, разделение труда(у гомера есть плотники,поэты,вожди) 3. Ахилл отстаивает традиции племени,защищает уходящее общество.Ахилл общественный строй-Агамемном- рабовладельческий строй. Агамемном прогрессивнее, НО движение вперед не однозначно положительное. Утрачиваются равные возможности.

2. Кроткая, мягкая, нежная и беззащитная Офелия стала пешкой в игре Гамлета,

который, преследуя лишь одну цель - отомстить за отцам и королю, и матери -

совсем не думает о тех, кто рядом и о тех, кто его любит.

В поэтическом образе Офелии, рисуя ее горестную судьбу, Шекспир показывает враждебность мира таких, как Клавдий и Полоний, простым и прекрасным человеческим чувствам.

Офелия-жертва мира преступлений и лжи, интриг и коварства. Она очень любит Гамлета, но в то же время глубоко привязана к своему отцу и во всем ему верит.

Любовь Гамлета к Офелии была искренней, но пример матери заставляет сделать

его печальный вывод: женщины слишком слабы, чтобы выдержать суровые испытания жизнью. Для того чтобы облегчить свой разрыв с Офелией, Гамлет издевается над ней. Он хочет показать Офелии, что он бездумен и жесток - следовательно, Офелия его оставит. Гамлет осуждает не только Офелию, но и всех женщин. А Офелии искренне советует выйти из того порочного круга придворной жизни, в котором она находится-«уйти в монастырь».

Офелия оказывается между двумя враждующими лагерями. У нее нет стольких сил, чтобы оторваться от отца и брата, от привычного семейного гнезда и открыто быть рядом с Гамлетом. Она покорная и послушная дочь Полония, всецело доверяет ему свою судьбу и свои тайны.

Простодушная и кроткая Офелия не может понять смысла и значения той борьбы, которая происходит в Эльсиноре, она верит в сумасшествие Гамлета и безвольно соглашается стать «орудием испытания» в руках Полония и Клавдия. Она не в силах вынести тяжелые удары судьбы, которые обрушиваются на нее, и гибнет, как цветок, смятый бурей.

Образ Офелии, разумеется, трагичен в еще большей степени, чем Гертруды. Как королева в своих поступках во многом зависит от мужа, так и Офелия зависит от отца. Как и Гертруда, Офелия никого не подозревает в дурных замыслах: она искренне верит клятвам Гамлета, что вызывает нарекания со стороны ее отца, к которому она глубоко привязана. Но Офелия, конечно, не способна ни проникнуть в тайные козни своего отца и короля, ни понять душевные терзания Гамлета, которые прорываются наружу в колких и жестоких словах. При всей любви к Офелии Гамлет, конечно, не может ей полностью доверять, как и своей матери, и дело тут не в «вероломстве» чистой, благородной девушки, а в ее дочернем послушании. «Вот что мне дочь дала из послушанья», — заявляет Полоний, зачитывая королю и королеве письмо Гамлета.

Можно сказать, что Офелия погибает по вине человека, которого она любила, — по вине Гамлета, хоть это и невольная вина. Намереваясь покончить с убийцей своего отца, Гамлет по ошибке убивает отца Офелии, смерть Полония становится причиной безумия девушки, а безумие, вызванное скорбью по отцу — причиной ее смерти. Таким образом, напрашивается несколько неожиданный вывод: и Гертруда, и Офелия гибнут по вине мужчин, которых они любили. Стремясь уничтожить друг друга, Гамлет и Клавдий невольно истребляют всех, чьи судьбы связаны с их собственными. Хотя Клавдием руководит преступное желание устранить законного наследника престола, а Гамлетом — жажда справедливой мести за отца, оба эти мотива в равной степени оказываются разрушительными. Там, где сердцами людей прочно завладела вражда, нет места для любви — и возлюбленные противников погибают. Это тоже требует возмездия: «За матерью последуй!» — восклицает Гамлет, закапывая короля. Королева отравлена, следовательно, сын должен отомстить не только за отца, но и за мать. Однако и Гамлет не уходит от наказания за смерть Полония и Офелии, которую принц Датский любил «как сорок тысяч братьев».

Билет № 14

1. Эпические герои поэм Гомера.

2. Трагедия «Отелло». Специфика конфликта.

1. В центре древнего эпоса – герой, который носит название – эпический. В нем нашёл отражение основной эпический признак – общее выше индивидуального. Эпос создавался в эпоху поздней родовой общины, человек ещё не выделял себя из родового племени. Не было понятия личности. Эпический герой выражает черты коллективного идеала..Э. г. – это всегда лучший человек рода. Герой всегда силен силой своего народа. Вождь олицетворяет собой всё племя, его общие (лучшие черты). Главная черта эпического героя – доблесть. Эпич. герою присуще чувство собственного достоинства, Герой гомеровских поэм живет в особом мире, где понятия «все» и «каждый» - синонимы.

Образы героев у Гомера статичны, они не развиваются. В героях можно увидеть зарождение индивидуальности.

Набор качеств у каждого воина одинаков, но образы уникальны. Каждое из действующих лиц выражает какую-нибудь одну сторону национального греческого духа. Центральное место занимает образ Ахилла. Он велик, но смертен.

Ахилл – очень молод, его образ полон скорби, его ждёт смерть и он не страшится смерти (сознательный выбор). Он бескомпромиссный герой, вспыльчивый, прямодушный. В гневе он беспощаден, страшен. Характеристика Гомера: он умеет слагать песни и поет их. С Патроклом взаимозаменяют друг друга.

Агамемнон – верховный вождь. Он храбр, знатен, но он деспотичен, высокомерен, не справедлив.

Менелай – брат Агамемнона – храбр, доблестен, малоинициативен.

Парис (Александр) – образ прекрасного, но изнеженного мужчины.

Гектор – самый безупречный герой. Идеальный вождь, отец, сын. Самый миролюбивый герой.

Аякс Телемонит (Большой). Аякс неповоротлив, медлителен. Его черты - огромный рост, упрямство, простодушие. Не красноречив. Для воина убить барана – считается постыдным, поэтому он заканчивает жизнь самоубийством.

Диомед – воитель, проявлял доблесть всегда, заменил Ахилла, боец с богами. Главное – полное бескорыстие, поэтому Диомеду даруется победа над богами.

Интересны образы старцев.

Нестор – он пережил 3 поколения героев, принял участие в Троянском походе, помогает ахейцам советами. Он живет с семьей.

Одиссей – ему покровительствует Афина (хитроумный Одиссей, многострадальный Одиссей). Он предан Родине. Отказывается от бессмертия. Он изображен как воин и как мудрый советчик. Тип интеллектуального героя. Он находчивый. Может быть жесток (сцена избиения женихов).

У Гомера присутствует эпическое двойничество (например, Менелай – Партокл).

Герои Гомера обладают набором качеств эпического героя, получают задаток индивидуальности.

Герои Гомера очень индивидуальны, по крайней мере – ключевые персонажи. И Ахилл, и Одиссей очень человечны – в образах есть и недостатки, и достоинства. Ахилл – знает, что погибнет под Троей, но все равно едет туда. Сильный духом, отважный, один из лучших воинов. Есть отрицательное – гневливость, вспыльчивость. Когда погибает его лучший друг Патрокл – проявляются жестокость и бесчеловечность. Он жестоко мстит Гектору и его отцу. Одиссей – хитроумный, многомудрый. Преданный своей семье и своей Родине, о.Итаке. Жена Пенелопа – пример верной жены, 20 лет ждала мужа. Сын Телемах. Одиссей тоже жесток – убивает всех женихов Пенелопы, служанок, которых заподозрил. В героях Гомера сочетается несочетаемое – достоинства и недостатки. Использует для характеристики эпитеты, ставшие постоянными – Ахилл быстроногий, одиссей хитроумный.

В «Илиаде» Гомер не только рассказывает о дальнейших событиях, но и описывает беспримерное мужество и отвагу героев Эллады.

Описывая боевые сражения, автор неоднократно подчеркивает бесстрашие и самоотверженность любимцев народа - Ахилла и Гектора. Именно они являются воплощением идеала человека, мужчины, героя.

2. Любовь венецианского мавра Отелло и дочери венецианского сенатора Дездемоны составляет сюжетную основу пьесы. Отелло, поверив наветам Яго, поднимает руку на невиновную женщину. Хорошо зная, что мавр – по природе человек свободной и открытой души, Яго на этом строит свой низкий и подлый план. Мир Отелло и Дездемоны – это мир искренних человеческих чувств, мир Яго – это мир венецианского эгоизма, лицемерия, холодной расчетливости. Для Отелло потеря веры в Дездемону означала потерю веры в человека. Но убийство Дездемоны – не столько взрыв темных страстей, сколько акт правосудия. Отелло мстит как за поруганную любовь, так и за мир, утративший гармонию.

В этом отношении интересно сравнить трагедию Шекспира с новеллой Джеральди Чинтио «Венецианский мавр». Это обычная кровавая новелла о необузданном мавре, который из-за звериной ревности с помощью поручика убивает Диздемону и даже под пыткой не признается в совершенном преступлении. Трагедия Шекспира написана совсем в другом ключе. В ней Отелло смог вызвать любовь образованной и умной Дездемоны.

Источник сюжета- новелла итальянца Чинтио, написанная в 1565 году.

В «Отелло» показан конфликт между личностью и окружающим обществом. В 1 акте проходит любовь, которая борется с противодействием окружающих, находящихся во власти старых средневековых понятий. Здесь любовь сразу оказывается победоносной, и победа тем блистательнее, что она одержана над расовым предрассудком. Любовь дездемоны зародилась когда отелло рассказывал о своих подвигах. Эта любовь гибнет от столкновения с миром честолюбия и корысти, воплощенном в Яго. Отелл и Дездемона не находят поддержки в окружающих, которые морально неравноценны им: таковы безупречно честных, но слабый Кассио, ничтожный Родриго, жена Яго. Характер «ревности» Отелло согласуется с характером его любви. Это не уязвленное дворянское чувство чести, а также и не буржуазное чувство мужа-собственника, это чувство величайшего оскорбления, наносимого абсолютной правдивости и взаимному доверию, соединившим возлюбленных. Величайшее страдание отелло- утрата им веры в честностьдездемоны и в возможность честности на земле вообще.

Так, в трагедии У. Шекспира «Отелло» душевная драма героя ограничена тем промежутком времени, когда плелась и была успешно осуществлена дьявольская интрига Яго, не будь которой — в жизни Отелло и Дездемоны царила бы гармония взаимной любви. Злой умысел завистника — главная и единственная причина горестного заблуждения, страданий ревности главного героя и смерти героини от его руки. Конфликт трагедии «Отелло» (при всей его напряженности и глубине) локален и преходящ. Он является внутрисюжетным. И это отнюдь не особенность именно данной трагедии, и не свойство поэтики именно Шекспира. И не черта жанра как такового. Обозначенное нами на примере «Отелло» соотношение сюжета и конфликта является надэпохальным и наджанровым свойством драматических и эпических произведений. Оно наличествует и в традиционном эпосе, и в комедиях, и в новеллах, и в баснях, и в лиро-эпических поэмах, нередко — и в романах.

В трагедии в сложном контрапункте событий и характеров сталкиваются полярно противоположные моральные системы. Эпоха разложения феодализма, первичного накопления капитала, прозаичной мелочности и жестокого индивидуализма породила социальных хищников,творцов зла. Но в эту же эпоху особенно отчетливо были видны и те силы,которые боролись за идеи человечности. Борьба противоположностей, трагические противоречия эпохи с не меньшей силой отражается в антагонизме нравственных начал,чем в социальных,политический столкновениях. Именно такого рода конфликт положен в основу трагедии «Отелло».

Билет № 15

1. Образ «многоумного» и «многострадального» Одиссея.

2. Тема слепоты и прозрения в трагедии «Король Лир».

1. Уникален среди главных персонажей поэм- Одиссей. Помимо черт мужественного воина,тех,что присуще Ахиллу,Агемемному и Гектору,Одиссей наделен еще многими другими, отвечающими нравственному идеалу эллинов.И,прежде всего,умом.Появление этой фигуры исследователи связывает с Ионией и ее культурой,с местом создания гомеровских поэм,где в XI -VII в.до н.э. получили развитие мореплавание,торговля,ремесла.

У Одиссея щедро представлены качества,связанные с подобными видами деятельности. Он - носитель рационального начала,расчетливости,здравого смысла. Он не только хитрец,но и дипломат,многоопытный оратор,способный влиять на людей.Это он заставляет умолкнуть «злоязычного» Ферсита; помогает остановить бегущих к судам ахейских воинов; входит в делегацию,пришедшую к Ахиллу, чтобы уговорит его вернуть на поле боя,он — автор плана с деревянным конем,решившим судьбу троянской войны. Открываясь Алкиною,он дает себе автохарактеристику: «Я -Одиссей Лаэртид. Измышленьями хитрыми славен Я между всеми людьми. До небес моя слава ходит.»

В то же время,он -герой «многострадальный».Он не только двадцать лет отсутствовал,но подвергался смертельной опасности среди разбушевавшегося моря.Его выручили не только находчивость и лукавство,но и то, что он был «велик душою», «славен копьем».Он и физически могуч,пробивая 12 колец.В числе его привлекательных черт-неостывающая любовь к родине,неутолимая тоска по родному дому.Но он не может быть беспощаден по отношению к врагам,например,к женихам или опозорившим его дом служанкам.(ЭТО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО,НЕ ВХОДИТ В ВОПРОС)Наконец,Одиссей путешественник -,освоивший в ходе странствий неизведанные земли.Ему по душе роль купца и предпринимателя.Одиссей -не лишен человеческих недостатков,он — личность гармоничная,синтез ума и личного мужества,умелец,наделенной житейской хваткой Одиссей фигура уникальная также и потому,что читателю наиболее обстоятельно представлена его жизненная история.А она,как и сам Одиссей,-достояние мировой литературы.

2. «Король Лир» — трагедия итогов, одна из последних великих трагедий Шекспира. Мир в ней доведен до самого жестокого столкновения добра и зла, слепоты и беспощадной трезвости, а складывающиеся буржуазные отношения вступают в жестокое противоречие с гуманистическими принципами. Здесь раскрыта иллюзорность этих принципов перед лицом побеждающего индивидуалистического общества, несущего человеку мнимую свободу и уничтожающего его сущность и природное достоинство. Формально свободный, человек становится игралищем безличных обстоятельств, удушающих его и разбивающих его притязания на разум, силу и красоту.

Если в «Гамлете» «мир вышел из пазов», то в «Короле Лире» распалась даже возможность мелодии, потому что распалась семья, отменены долг, стыдливость и прочие добродетели. Абсурдна доброта в своей слепоте и уверенности во всевластии нравственного закона. Абсурдно и зло в своей жестокости и наглом самоуправстве, не ведающем о возмездии.

В трагедии нет катарсиса в привычном виде, но есть непреклонная уверенность в том, что зло неспособно обмануть людей до конца, они прозревают рано или поздно. Только цена этого прозрения — страдание и жизнь. Безумие оказывается в «Короле Лире» необходимым шагом прозрения, естественного отношения к миру и людям. Безумие — освобождение от привычек власти и предрассудков гордости.

В начале трагедии перед нами самоуверенный и наивный властитель, который простодушно верит в свою исключительность и которому кажется, что он все в этом мире знает и все предусмотрел. Он капризен и добродушен, но своенравию его нет предела. Ритуальная высокопарность Гонерильи и Реганы ему привычны. Дерзость Корделии, не расцвечивающей своих чувств к отцу роскошными словами, напротив, взрывает Лира гневом. Оказывается, первым шагом к трагедии становится пошлость, согласие на пышную декорацию, а не на искренность и печальную сущность. Лир явно доволен собой и в самоослеплении не замечает искренности и благородства. Преданность чуждается патетики — это закон естественного и целомудренного чувства для Шекспира.

Пафосность и велеречивость Гонерильи и Реганы поддерживают самолюбивого Лира. Корделия и Кент провинились простодушием и сдержанностью. Но Корделия еще и горда, и в этом она дочь Лира.

Это неузнавание истинных чувств не случайная прихоть Лира. История другого отца — графа Глостера и его сыновей Эдгара и Эдмунда— «запараллеливает» конфликт заблуждающихся отцов и интригующих детей, которые оттесняют из корысти и властолюбия детей преданных. Все герои (Лир, Кент, Эдгар, шут), обездоленные обманом, раздеты буквально догола. Их голые тела лишены защиты, но они естественны, эти люди бесприютны, но они без масок. В финале пьесы дочери окружают безумного Лира, в котором смешивается доброта и жажда мщения. Но попытка дочерей вернуть отца к дворцовому величию напрасна. Шепот Лира над умершей дочерью сильнее, чем крики Эдгара.

В "Короле Лире" мы имеем такое же, как и в "Гамлете", но развернутое в еще более грандиозных масштабах столкновение между идеализированным миром феодализма и миром буржуазной корысти. Проблематика семейных отношений тесно связана здесь с проблематикой общественной и политической. В этих трех планах проходит одна и та же тема столкновения подлинной человечности с бездушием и честолюбием. Лир в начале трагедии - типично средневековый король, упоенный иллюзией своего всемогущества и безответственности, который делит и раздаривает свое царство, как ему вздумается. От всех своих подданных и даже от родных дочерей он требует лишь внешней покорности, отожествляя ее с преданностью и любовью. За эту слепоту он жестоко платится. Его иллюзии короля, отца и человека рассеиваются. Простодушие Лира карается его двумя старшими дочерьми, циничными представительницами "нового" мира, смеющимися над патриархальными, "рыцарскими" иллюзиями прошлого. Как бы для того, чтобы подчеркнуть всеобщность этого переворота, Шекспир дает в трагедии параллельную картину такой же катастрофы в семье Глостера, сын которого Эдмунд из алчности и честолюбия предает на муки и гибель своего доверчивого отца. На этом, однако, трагедия не кончается. В своем жестоком крушении Лир обновляется. Испытав сам нужду и лишения, он стал понимать многое из того, что раньше было ему недоступно, стал иначе смотреть на свою власть, жизнь, человечество. Он задумался о "несчастных нагих бедняках", которые без крова, в дырявых лохмотьях вынуждены, подобно ему, бороться с бурей "в эту ужасную ночь" (акт III, сцена 4). Он внутренне ощутил чудовищную несправедливость того строя, который раньше поддерживал. В этом перерождении Лира - смысл его падения и страданий.

Поэтому нельзя говорить о полном господстве в этой трагедии пессимизма. Как бы ни были ужасны катастрофы, изображаемые Шекспиром, они никогда не бывают бесцельными, но раскрывают глубокий смысл и закономерность происходящего с человеком. От «Короля Лира отнюдь не веет фатализмом, чувством безнадежности. Дело в том, что наряду с темными силами даны образы человеческого благородства, которые внутренне торжествуют над ними. Хотя Корделия и Лир погибают, они погибают победителями, сохранив верность тем началам, за которые, по мысли Шекспира, необходимо бороться. Как и другие трагедии Шекспира, «Король Лир» насыщен бодростью, мужественным призывом к борьбе, хотя бы эта борьба не сулит успех. Героический характер такого пессимизма очень далек от фаталистического отчаяния.

Билет № 16

1. Какова причина Троянской войны?

2. Драматургия У. Шекспира

Причиной Троянской войны считается похищение прекрасной Елены, жены спартанского царя Менелая, Парисом, сыном троянского царя Приама и Гекубы.
Предысторией похищения считается так называемый «Суд Париса»: по версии народного сказания, на свадьбе Пелея и Фетиды, чествовать которых были приглашены все олимпийские боги, кроме богини раздора Эриды; эта последняя богиня, оскорбленная оказанным ей пренебрежением, бросила среди пирующих золотое яблоко с надписью: «Прекраснейшей». Последовал спор между Герой, Афиной и Афродитой. Они попросили Зевса рассудить их. Но тот не хотел отдавать предпочтение кому-то из них, потому что самой прекрасной считал Афродиту, но Гера приходилась ему супругой, а Афина — дочерью. Тогда он отдал суд Парису. Гера обещала ему господство над Азией, Афина – военную славу и победы, а Афродита – любовь самой прекрасной женщины. Не трудно догадаться, что же выбрал Парис, и что в конечном итоге послужило поводом к Троянской войне – Менелай, естественно, решает отомстить за похищение своей жены.

2. Правдоподобней и скорей всего следует считать, что истинной школой Шекспира могли быть не только книги, которые он в Лондоне много читал, но и сама жизнь в столице, познакомившая его с аристократами, любителями театра. В частности, известно, что Шекспир сблизился в Лондоне с группой молодых аристократов — театралов. Одному из них, графу Саутгемптону, он посвятил две поэмы («Венера и Адонис», «Обесчещенная Лукреция») и сборник сонетов, изданный в 1609 г. Острый ум Шекспира в соединении с богатейшей фантазией способен был не только воспринять культуру столицы, но и превзойти ее школьные премудрости в своей драматургии.

Творчество Шекспира условно делится на три периода по стилю и жанру пьес, по их тематике и характеру, которые изменялись в соответствии со временем их написания. К первому периоду относятся жизнерадостные и живописные комедии «Сон в летнюю ночь» (1595 г.), «Венецианский купец» (1596 г.), «Много шума из ничего» (1598 г.), «Как вам это понравится» (15 9 9 г.), «Двенадцатая ночь» (1600 г.) и др. Одновременно он создает ряд исторических хроник, то есть пьес на сюжеты английской истории: «Ричард III» (1592 г.), «Ричард II» (1595 г.), «Генрих IV» (1597 г.) в двух частях, «Генрих V» (1599 г.) и др. Несмотря на изображение в них очень мрачных и жестоких картин, в этих пьесах преобладает вера в жизнь и доброе победное начало. В первый период своего творчества он писал также трагедии «Ромео и Джульетта» (1595 г.), «Юлий Цезарь» (15 9 9 г.). Но и трагический сюжет написан в светлых жизнерадостных тонах. Трагедии содержат множество веселых сцен.

Несмотря на веселость и жизнерадостность произведений Шекспира этого периода, которые были свойственны Возрождению, он ставил в них большие проблемы и высказывал глубокие мысли.

В одной из самых ранних его комедий «Бесплодные усилия любви» он изобразил короля Наварры и его приближенных, которые решили отречься от любви и погрузиться в изучение философии. Но приехала французская принцесса с фрейлинами и нарушила их планы. Все они влюбились в молодых дам. В конце пьесы один из придворных, Бирон, отрекся от словесной мишуры и поклялся, что будет выражать свои чувства простым и правдивым языком. А в другом монологе тот же Бирон вскрывает всю нелепость аскетического отказа от любви ради философии, утверждая, что любовь является лучшим стимулом к развитию ума[27].

В «Сне в летнюю ночь» Шекспир утверждает права свободной, самоопределяющейся любви, которая побеждает «древнее право» родителей распоряжаться жизнью своих детей, в том числе и в период вступления в брак. В комедии «Двенадцатая ночь» простодушная и вполне реальная любовь умной и смелой Виолы к Орсино противопоставляется надуманной, слегка риторической страсти Орсино к Оливии [28].

Комедия «Венецианский купец» выходит за пределы любовной тематики. Здесь противостоят друг другу два мира. Один из них — это мир радости, красоты, дружбы и великодушия. Его создает Антонио с друзьями по имени Бассанио, Порция, Нерисса, Джессика. Антонио у Шекспира способен на безвозмездную помощь друзьям, то есть на ссуду денег без процентов. Ко второму миру принадлежит мрачный и скупой ростовщик Шейлок, буржуазные права которого на суде опрокидываются в этой пьесе высшим законом человечности. Но Шекспир не оставляет без своего сочувствия образ Шейлока. Он показывает его глубокую трагедию как продукта и жертвы окружающего общества. Шекспир пытается не только понять, но и оправдать Шейлока несовершенством мира, в котором он живет и который допускает оскорбительную несправедливость по отношению к буквально идеальным людям типа Антонио.

Весьма значительны у Шекспира и роли шутов, разделенных на два рода. К первому принадлежат профессиональные шуты, которые служат у знатных лиц для их забавы («Как вам это понравится», «Двенадцатая ночь»). Ко второму роду относятся шутовские персонажи из числа крестьян и слуг, потешающих зрителей своими промахами или дурачествами. Они более всего показаны в «Виндзорских насмешниках», которые по времени относятся ко второму периоду творчества Шекспира[30].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: