Тема 2. Понятийный аппарат маркетинга

Элементы маркетинга.Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, которые требуют удовлетворения. Практическое осуществление этой идеи может быть представлено в виде последовательности следующих взаимосвязанных элементов:

Нужды Потребности Запросы Товары

           
     


Обмены Сделки Рынок

«Нужды» появляются тогда, когда человеку что-либо не достаёт, не хватает в жизни или деятельности. Нужды присущи самой природе человека и бывают физиологические, духовные, социальные. Например: не хватает одежды, пищи, знаний, развлечений и т. д.

«Потребности» появляются тогда, когда «нужда» человека принимает конкретную форму выражения в соответствии с его культурным уровнем и общественным положением. Например: потребность купить пальто, потребность пообедать в ресторане, потребность изучить основы маркетинга, потребность сходить в театр и т. д. Неудовлетворение потребности тормозит появление других потребностей, снижает активность человека.

«Запросы» - это потребности человека, подкреплённые покупательской возможностью. Потребности людей обычно безграничны, а возможности ограничены имеющимися ресурсами, средствами. В условиях, когда потребность подкреплена покупательской возможностью человек становится потенциальным покупателем. Он в состоянии удовлетворить свою потребность.

«Товары» - это объекты и предметы, которые могут удовлетворить потребность человека и предлагаются на рынке с целью продажи. «Товары» здесь понимаются в широком смысле - это товары, услуги, организации, информация, идеи и т.д.

«Обмены» - это акты удовлетворения запросов путём получения покупателем желаемого товара в обмен на какую-либо ценность для продавца ( деньги, другой товар, услуги и т.д.). Обмены являются результатом маркетинговой операции. Количество обменов определяет товарооборот предприятия.

«Сделки» - это коммерческие обмены между двумя сторонами при согласованных условиях, времени и месте их совершения. Сделки являются основой практической маркетинговой деятельности.

«Рынок» - это совокупность существующих и потенциальных покупателей товаров и услуг.

Рынки. Необходимо различать, с одной стороны, рынок продавца и рынок покупателя, с другой стороны, рынки товаров и услуг, рынок труда (рабочей силы), фондовый рынок и рынок денег.

Рынок продавца характерен условием, когда продавец со своим товаром является на рынке «главным» лицом и покупатель ищет продавца с нужным ему товаром. Такая ситуация имела место при «командной» экономике. Рынок покупателя возникает, когда покупатель на рынке становится «главным» лицом и уже продавец ищет покупателя, чтобы продать ему свой товар. Такая ситуация характерна для рыночной экономики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: