БИЛЕТ 1
В истории литературы XX в. принято выделять два крупных периода:
1)1917—1945гг.
2)после1945г. (постмодернизм)
Условная периодизация:
1910-32 – экспрессионизм, 1917-39 – авангардизм, 1950-60 – неоавангардизм, 1970-80 – постмодернизм.
Главные черты: - Изменение политической карты мира. Крушение старых идеалов. Распространение представлений о закате цивилизации (О. Шпенглер и др.) и их влияние на социокультурную ситуацию.
Оптимистическая вера в быструю реализацию социалистических идеалов. Анархическое бунтарство, проповедь разрушения старого искусства, призывы к созданию нового. Крайний скептицизм, представление о мире как о царстве абсурда, о художнике слова - как хроникёре и интерпретаторе абсурда. "Национальная идея" и "классовая идея" в искусстве ряда стран.
Сложность и противоречивость XX в. как особой эпохи в истории человечества. Огромные надежды и разочарования, грандиозность социальных экспериментов, рост благосостояния развитых стран, прогресс науки и техники. Вместе с тем - развитие устрашающих вооружений, приближение к ядерной катастрофе, экологический кризис, мировые войны и множество локальных конфликтов.
|
|
Воздействие эпохи на литературу, отражение ею противоречивых обстоятельств времени. Политизация и деполитизация в литературе и искусстве. Воздействие ускорения темпа жизни человека на художественную словесность. Коммерциализация искусства. Аудивизуальные средства и литература. Реализм и модернизм как основные направления в литературе XX в.
Экзистенциальная проблематика во французской литературе. Происхождение и основные источники экзистенциалистской философии. Философские идеи и художественное творчество А. Камю. "Миф о Сизифе" как манифест атеистического экзистенциализма. Роман "Посторонний": художественное своеобразие и особенности поэтики. Мерсо - экзистенциалистский отчуждённый герой, его "естественность" и противопоставленность обществу, привыкшему к лишенному смысла ритуалу и фальши.
Эволюция отношения к модернизму в отечественном литературоведении и его восприятие сегодня. Термины "декаданс", "модернизм", "авангардизм", "неоавангардизм", "постмодернизм" и соотношение между ними. Соотношение категорий формы и содержания в модернистской литературе (формализм). Проблема отражения объективных свойств мира в субъективной ткани модер-нистского искусства (субъективизм). Абсурдистский тип мировосприятия, концепция абсурдного мира. Многовариантность модернистской литературы, течения внутри модернизма.
Литература в XX в. развивалась в русле двух основных направлений — реализма и модернизма.
Реализм допускал смелые эксперименты, использование новых художественных приемов с одной целью: более глубокого постижения реальности (Б. Брехт, У. Фолкнер, Т. Манн).
|
|
Искусство XX в. развивалось по нескольким направлениям, но ни один стиль не вытекал из другого, ни один метод не был причиной возникновения новых. Но главное: ни одно из направлений стилевой эволюции не охватывает всего развития искусства в целом. Для осмысления цельности необходимо рассмотреть совокупность всех существующих методов и стилей: лишь во взаимодействии они образуют историю искусства XX в.
Для описания нового гипотетического социального порядка придумано немало терминов — информационное общество, общество услуг, общество знаний. Ощущение выхода за пределы прежних форм индустриального развития побудило многих исследователей вводить термины с добавлением приставки пост («после»). Появление постмодернизма связывается с ощущением изжитости основных принципов на которых базировалась западная цивилизация. Переход к эпохе "постмодерн" не является каким-то радикальным, чётко обозначенным хронологически событием. Растянутое во времени, начиная с конца шестидесятых годов, оно продолжается вплоть до сегодняшних дней.
2. Мифологические и библейские параллели в романе Г. Г. Маркеса «Сто лет одиночества»
«Сто лет одиночества» - апогей творческого мастерства Маркеса. К тому времени, когда роман был выдан впервые, его автор прожил без малого сорок лет, и накопил огромный багаж жизненного опыта, который он и воплотил в романе.
Для романа «Сто лет одиночества» характерны размытость граней пространства, времени, реальности и фантазии. Роман пропитан магией и волшебством, алхимией и фантастикой, пророчествами и гаданиями, предсказаньями и загадками… казалась бы добрая сказка… но есть проблема, которую не могут решить герои романа, – одиночество.
Одиночество – наследственная черта, семейный знак и «проклятье» рода Буэндиа, но мы видим, что члены семьи запираются в своем одиночестве не сразу, а в результате разнообразных жизненных ситуаций. Боязнь мести, безумие, любовь, война…- вот далеко не все причины их одиночества.
На протяжении романа перед нашими глазами проходит жизнь шести поколений семейства Буэндиа. Жизнь которых показана не полностью, а фрагментами. Маркес акцентирует внимание на каждой ступени деградации общества, на каждом мгновенье обесцененного, бездуховного и в принципе бессмысленного существования человека.
Маркес выводит наружу все пороки рода человеческого, но не показывает пути их решения… Писатель сознательно оставляет много белых пятен в истории Макондо – дает читателю пространство для размышления и рассуждения, заставляет его думать.
Несмотря на важность и глубину поднимаемых автором вопросов, в романе преобладает ирония и сказка. «Сто лет одиночества» - это в первую очередь философская сказка о том, как нам надо жить на нашей планете повергнутой в одиночество Вселенной. Это притча о абсолютно реальной жизни наполненной чудесами, которые человек разучился видеть из-за своих «очков обыденности».
Гениальное соединение сказки и романа, мифа и притчи, пророчества и глубокой философии – это одна из составляющих которые принесли Маркесу всемирную славу титана мировой литературы и Нобелевскую премию.
Его роман – это новая Библия. В которой показаны все людские грехи и проступки. Это приговор творца за совершенные безумства, за годы греховности и безнравственности, за все сотворенное ради наживы. И этот приговор звучит так: «…тем родам человеческим, которые обречены на сто лет одиночества, не суждено появиться на земле дважды».