Каролингское возрождение

Своеобразным «островком» в мире варварства стало «Каролингское возрождение». В VIII-IХ веках при дворе императора Карла Великого в Аахене («втором Риме») по античному образцу была создана Академия. Ее возглавил англосакс Алкуин (ок. 730-804), один из самых образованных людей эпохи. Кроме Алкуина в Академии были другие ученые из разных стран: лангобардец Павел Диакон (ок. 720 - ок. 797), франк Ангильберт (?-814), вестгот Теодульф (?-821). Все они были людьми церковного звания. Академики имелли библейские или античные псевдонимы: Карл - «Давид», Алкуин - «Гораций» Ангильберт - «Гомер». Все они писали на латинском языке, который был государственным языком империи. Образцами для «академиков» оставались античные тексты и жанры.

Излюбленный в античности жанр «послания» дополняется языческими «словопрениями» Зимы и Весны - у каждой из которых есть свои аргументы в споре. Зима упрекает весну за то, что «труд она тяжкий приносит, / Войнам начало дает и любимый покой нарушает». Весне претит зимняя лень. В «Каролингском возрождении» присутствуют античная и языческая традиции.

«Возрождение» это было недолгим, Академия перестала существовать уже при сыне Карла Великого. Гораздо долговечнее оказались другие жанры, перешедшие из церковной литературы в светскую. Это проповедь, жития святых, так называемые «примеры», видения, мистерии и чудеса-миракли. В позднем феодальном средневековье религиозная литература составляла одну из трех главных ветвей - религиозная литература, рыцарская литература, городская литература.

Рыцарская литература

Рыцарская литература получает развитие в пору «зрелого» средневековья - с ХI века до эпохи Возрождения, которая началась в разных странах по­-разному: в Италии в ХIV веке, во Франции и в Германии - почти столетие спустя, а в Англии и Испании еще позже. Феодальное средневековье Западной Европы проявило себя в переходе от общинного строя и варварства к классической феодальной государственности с сословной организацией общества. Главное место в нем заняли вчерашние воины - рыцари, шевалье, сеньоры, дворяне. В разных странах они несли разные титулы, но представляли одно привилегированное первое сословие - на протяжении веков власть первого сословия закрепилась в земельных владениях, богатстве и военной мощи, освященных церковью, законами и обычаями. Второе сословие составляло духовенство, главная идеологическая сила феодального средневековья, а также часто имеющего большие доходы светского государства. Король и Папа Римский, хотя иногда и боролись за власть, в основном поддерживали друг друга. Третье сословие - крестьяне и горожане ­образовывали низшую, демократическую основу общества.

Обобщенное наименование первого сословия - рыцарство - дано ему не случайно. Это самая политически организованная часть общества, выработавшего феодальный порядок - вассалитет. Вассал, зависимый от сеньора имущественно и морально, был обязан принять за господина «и зной, и холод, и мученья». Сам рыцарь подчинялся моральному кодексу рыцарства, главным требованием которого была верность, понимаемая как доблесть, как человеческий и христианский долг. Так в эпических песнях Роланд ведет себя как герой, вассал Карла Великого.

Рыцарство осознало себя как общеевропейское сословие в Крестовых походах. С 1096 по 1270 год, с ХI по ХIII века было собрано восемь походов на Восток. Организованные из высоких целей освобождения от «неверных» Гроба Господня, а часто из эгоистических материальных соображений, Крестовые походы, приведшие к неисчислимым жертвам и давшие образцы жестокости, своекорыстия и подлости, тем не менее сыграли большую роль для развития культуры. Они раздвинули границы и расширили связи феодального мира, сблизили Рим и Византию, обогатили языки, принесли в литературу и искусство романтику подвига, новые образцы и мотивы. Рыцарский роман, как и вся куртуазная культура, испытал заметное влияние крестовых походов.

Куртуазная литература.

Термин «куртуазия»происходит от французского слова «двор» (cour) Мода на все «французское» распространилась в Западной Европе в ХII-ХIII веках. Французский язык вытеснил латынь в сфере науки и богословия. Французская речь становилась привычной при дворах богатых сеньоров, которые стали требовать от своих вассалов не только служения, но и приличного поведения – куртуазности.

Сложившийся в войнах и походах моральный кодекс рыцаря отшлифовывался в условиях дворцовой жизни. Образцом короля прежде считался Карл Великий. Справедливый и благородный, он обладал по легенде необыкновенной физической силой, выносливостью и неприхотливостью. Он спал на земле, укрывшись плащом и подложив под голову седло. Так жили и его вассалы. Старые замки были военными крепостями. Их могучие стены защищали от неприятеля, но не от непогоды. Потоки дождя обрушивались на столы, за которыми пирующие поглощали грубую пищу. Не только слова, но и понятия «комфорт» не существовало.

После Крестовых ПОХОДОВ восточные ткани, тонкие кушанья и вина, новые привычки изменили быт сеньоров и облик замков, которые из военных укреплений стали превращаться во дворцы. Одно из главных изменений коснулось отношения к женщине, к требованию служения рыцаря Прекрасной Даме.

Понятно, что «великие качества» часто оставались только идеалами, что рыцарская мораль имела узкосословный характер и не распространялась на 3 сословие (в т.ч. и на поселянок), но в пределе рыцарская этика оставалась высокой на протяжении столетий и проявляла себя во многих исторических и житейских примерах. Особое место занял в ней культ Богородицы, пришедший с Востока и укрепившийся в католицизме и православии (в т.ч. и в названиях храмов – Notre Dame).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: